о признании незаконными бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2010 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Осанкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Самары о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самара, выраженного в неосуществлении надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных в черте г.о. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Самары обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самара, выраженного в неосуществлении надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных в черте г.о. Самара.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Промышленного района города Самары проведена проверка полноты исполнения органами местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения, по результатам которой было установлено, что данные обязанности исполняются не в полном объёме.

В нарушение положений ст. 132 Конституции РФ, статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, положений ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», статьи 7 Устава г.о. Самара, ряд автомобильных дорог и участков автомобильных дорог местного значения, не являются объектами дорожной деятельности органов местного самоуправления г.о. Самара; содержание и ремонт данных автомобильных дорог не финансируется, мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения на данных участках улично-дорожной сети г.о. Самара, не осуществляются.

Так, согласно информации УВД по г.о. Самара в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации дорожного движения на указанных участках автомобильных дорог и автомобильных дорогах местного значения, в том числе восстановление дорожного покрытия, уличного освещения, бордюрного камня, применение ограждений, благоустройство газонов, строительство ливневой канализации, дополнительных пешеходных дорожек, мест для стоянки транспорта.

В силу ст.24 Устава г.о. Самара глава г.о. Самара, являясь высшим выборным должностным лицом г.о., возглавляет администрацию г.о. Самара, действует от имени г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что бездействие главы, выражающееся в неосуществлении надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных в чете г.о. Самара, влечёт ущемление прав государства, законы которого не исполняются, а также неопределенного круга лиц – жителей г.о. Самара и лиц, пребывающих в г.о. Самара, безопасность которых вследствие неисполнения требований закона не обеспечивается в объёме, предусмотренном законодательством, просил признать незаконным бездействие главы г.о. Самара, выражающееся в неосуществлении надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных а в черте г.о. Самара.

В судебном заседании помощник прокурора просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Главы г.о. Самара, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать, поскольку, Глава г.о. Самара не наделён полномочиями о реализации соответствующего вопроса местного значения. Таким образом, требования прокурором предъявлены к ненадлежащему заинтересованному лицу.

Представитель департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относятся к вопросам местного значения г.о.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно положениям ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Самара содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах г.о. Самара, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения, относятся к вопросам местного значения.

Согласно ст.24 Устава г.о. Самара Глава городского округа Самара является высшим выборным должностным лицом городского округа Самара, возглавляющим Администрацию городского округа Самара. Глава городского округа Самара избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет.

Глава городского округа Самара наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Промышленного района города Самары проведена проверка полноты исполнения органами местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Согласно сообщению ГАИ УВД по городу Самаре от 17.08.2009 года №10г/866 в адрес прокурора города Самары в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации дорожного движения на автомобильных дорогах и участках автомобильных дорог местного значения, расположенных в черте городского округа Самара, а именно: ...

Согласно положениям ст.16 Федерального закона от 06.101.2003 года №131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ является одним из вопросов местного значения г.о.

Устав г.о. Самара также определяет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в качестве вопроса местного значения.

Однако Устав г.о. Самара не относит данный вопрос местного значения к полномочиям Главы г.о. Самара.

Согласно решению Думы г.о. Самара от 31.07.2008 года №638 «Об утверждении «Положения о департаменте городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ отнесена к полномочиям департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара.

В соответствии с решением Думы г.о. Самара от 28.12.2006 года №379 «Об утверждении структуры администрации г.о. Самара» департамент городского хозяйства и экологии является структурным подразделением администрации г.о. Самара.

Согласно ст.22 Устава г.о. Самара в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: 1) Дума г.о. Самара – представительный орган г.о. Самара; 2) Глава г.о. Самара – высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; 3) Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; 4) Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

Согласно распоряжению Главы администрации г.о. Самара от 30.03.2006 года №93-р «о содержании дорог и тротуаров на территории г.о. Самара» для обеспечения безопасности дорожного движения, организации бесперебойной работы транспорта, своевременной уборки и качественного содержания территории г.о. Самара утверждён перечень улиц, мостов и путепроводов, закреплённых для содержания проезжей части с подходами за МП».

Распоряжением Главы администрации г.о. Самара от 19.10.2006 года №569-р о внесении изменения в распоряжение Главы администрации г.о. Самара от 30.03.2006 года №93-р контроль за выполнением настоящего распоряжения возложен на заместителя Главы администрации г.о. Самара, руководителя департамента городского хозяйства и экологии.

С учётом изложенного, оценив вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, отнесена к полномочиям департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, суд приходит к выводу о том, что Глава г.о. Самара не наделён полномочиями по реализации вопроса надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных в черте г.о. Самара, соответственно заявление предъявлено к ненадлежащему заинтересованному лицу.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных прокурором города Самары требований, не имеется.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных прокурором города Самары требований, суд считает необходимым разъяснить возможность обращения прокурора с соответствующим заявлением в суд к надлежащему заинтересованному лицу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Самары о признании незаконным бездействия Главы г.о. Самара, выраженного в неосуществлении надлежащего ремонта и содержания автомобильных дорог и участков автомобильных дорог, расположенных в черте г.о. Самара - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2010 года.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья