о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

18.01.2010г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Косенко Ю.В.

при секретаре Плотниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах Т. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах Т. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что Т., Дата обезличена года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за Т. не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет. На основании заявления Т. Дата обезличенаг. она была включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени Т. жилое помещение не предоставлено, просит обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара предоставить Т. жилое помещение в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г. Самары Тимофеева Е.В. уточнила требования, просила обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Министерство управления финансами Самарской области предоставить Т. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, при этом пояснила, что при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области Т. может быть предоставлена социальная выплата на приобретение указанного выше жилого помещения.

Т. полностью поддержала требования прокурора по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самары по доверенности Р., иск не признала, при этом пояснила, что Департамент занимается распределением жилых помещений на основании списков очередников, предоставленных администрацией городского округа Самары. Составление областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями Министерства управления финансами Самарской области (далее - МУФ СО), которое также является главным финансовым органом Самарской области. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством, а также осуществляет контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Департамент же осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В связи с этим, социальная выплата для приобретения жилого помещения Т. будет предоставлена только после наступления момента возникновения оснований к получению жилого помещения, предусмотренного законодательством РФ, а также после обеспечения жилыми помещениями или социальными выплатами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее и обладающих равным правом на внеочередное обеспечение жильем.

Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области М., действующая на основании доверенности, иск не признала, указывая на отсутствие оснований.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области, Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Самарской области от 05.03.05 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. 5,6,8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот …» и № 87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан …» п. при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образовании я Самарской области детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Из материалов дела следует, что Т. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара №114/02-р от 02.02.2009 г. утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара на 2009 г. В данном списке Т. значится под номером Номер обезличен

Судом установлено, что до совершеннолетия Т. находилась на полном государственном обеспечении. Дата обезличенаг. обращалась с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения, поскольку является ребенком сиротой – оставшимся без попечения родителей. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Т. либо социальная выплата на его приобретение предоставлено не было.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются заявлением Т., направленным в адрес отдела по учету и распределения жилья администрации г.о. Самара.

Принимая во внимание данные обстоятельства, а также приведенные выше нормы права, и учитывая, что до настоящего времени Департамент управления имуществом городского округа Самары, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, жилое помещение за счет финансовых средств ( субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета Т. не предоставил, суд считает, что Департамент управления имуществом г.о. Самара надлежит обязать предоставить Т. социальную выплату на предоставление приведенного выше жилья.

Доводы представителя Департамента управления имуществом и Министерства экономического развития о том, что объем средств, предоставляемый местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с утвержденной методикой, которая не признана противоречащей закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями (социальными выплатами на приобретение жилья) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах Т. удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Т. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.01.2010г.

Судья Ю.В. Косенко