признание незаконным бездействия Правительства Самарской области



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.07.10 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Гороховик О. В.

при секретаре Екимовой В. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора Самарской области о признании незаконным бездействий Правительства Самарской области,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействий Правительства Самарской области, указав, что прокуратурой области проверено соответствие постановлений Правительства Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Самарский региональный ресурсный центр», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Санаторий «Самара», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственной жилищной инспекции Самарской области, осуществляющих транспортное обслуживание». Установлено, что означенные постановления в части установления гарантированной выплаты минимального размера оплаты труда работникам органов исполнительной власти, государственных учреждений области, определении механизма реализации данной гарантии и другим вопросам не соответствуют требованиям трудового законодательства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие Правительства Самарской области по приведению в соответствие с требованиями трудового законодательства постановлений Правительства Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Самарский региональный ресурсный центр», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Санаторий «Самара», от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об оплате труда работников государственной жилищной инспекции Самарской области, осуществляющий транспортное обслуживание».

В судебное заседание представитель прокуратуры Самарской области заявление поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства Самарской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Департамента труда и занятости населения Самарской области заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного ФИО5 РФ Номер обезличен от Дата обезличена г. указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) включает в себя помимо собственно вознаграждения за труд, также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При этом в силу императивной нормы статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии* с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вышеназванные нормы статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» имеют прямое действие и подлежат применению вне зависимости от того, воспроизведены они в актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или нет.

В связи с этим отсутствие в перечисленных в заявлении заместителя прокурора Самарской области постановлениях Правительства Самарской области нормы, дублирующей статью 133 ТК РФ, не может расцениваться как пробел в правовом регулировании оплаты труда работников государственных учреждений Самарской области.

Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, при установлении в государственном учреждении системы оплаты труда (в рамках коллективного договора, соглашения или локального нормативного акта) должны соблюдаться все требования действующего трудового законодательства.

Утверждение прокурора о том, что гарантированный Конституцией Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не обеспечен в вышеназванных постановлениях Правительства Самарской области, не обоснован, поскольку минимальный размер оплаты труда включает в себя не только должностной оклад (оклад), но и выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 26.14 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

При этом действующее трудовое законодательство не содержит императивных норм, предписывающих органам государственной власти субъектов Российской Федерации при регулировании отношений в сфере оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации руководствоваться системами оплаты труда (включая выплаты стимулирующего и компенсационного характера), установленными для федеральных учреждений.

Кроме того, в оспариваемых постановлениях Правительства Самарской области диапазоны должностных окладов (окладов) устанавливаются не для конкретного работника, а по должностям или профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ) работников. В пределах этих диапазонов для конкретного работника учреждения устанавливается должностной оклад (оклад).

Установление диапазона окладов по профессиональным квалификационным группам не противоречит федеральному законодательству, поскольку сложность выполняемых работ и уровень квалификационной подготовки рабочих, входящих в одну ПКГ различны. Установление диапазона должностных окладов по должностям руководителей, специалистов и служащих также оправдано, так как в одну ПКГ входят должности, по которым предусмотрены различные требования к уровню квалификации, стажу и сложности выполняемых работ. В одну ПКГ входят должности, которые могут замещать лица как с высшим, так и со средним профессиональным образованием, так и прошедшие специальную подготовку по установленной программе, требования, предъявляемые к стажу работы указанных лиц, также различны.

Доводы прокурора Самарской области о том, что выплаты стимулирующего характера для работников государственных учреждений Самарской области должны совпадать с стимулирующими выплатами для работников федеральных государственных учреждений, не могут быть приняты во внимание, поскольку субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в этом вопросе и вправе самостоятельно избирать и устанавливать параметры регулирования соответствующих правоотношений: виды, порядок, размеры и условия выплат стимулирующего характера.

Судом установлено, что оспариваемое прокурором Положение об оплате труда работников "Региональный телекоммуникационный центр", утвержденное Правительством Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен фактически утратило силу в связи с созданием государственного автономного учреждения Самарской области «Региональный телекоммуникационный центр» и в настоящее время разрабатывается новый проект постановления.

ФИО5 также установлено, что допущенная в постановлении Правительства Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственного учреждения Самарской области «Самарский региональный ресурсный центр» техническая ошибки в соответствии с которой общеотраслевая профессия «водитель» отнесена к должностям в настоящее время устраняется Правительством Самарской области.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Правительством Самарской области не было допущено бездействия, выразившиеся по приведению в соответствие с требованиями трудового законодательства указанных ненормативных актов Самарской области.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Правительством Самарской области не было допущено нарушений закона и прав работников государственных учреждений Самарской области, в интересах которых обратился прокурор, оснований для удовлетворения заявления прокурора Самарской области не имеется.

Кроме того, прокурором Самарской области пропущен установленный законом трехмесячный срок, установленный для обжалования действий и бездействия органов государственной власти. Как установлено в судебном заседании оспариваемые документы были опубликованы в средствах массовой информации и были доступны для изучения прокуратурой Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.07.10 г.

Судья О. В. Гороховик