Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2010г. г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Игожевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2436/10 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Самары в интересах Ибряшкиной Натальи Николаевны к Правительству Самарской области, Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Самары обратился в суд в интересах Ибряшкиной Н.Н. к Правительству Самарской области, Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении социальной выплаты, указав, что Ибряшкина Н.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
С момента рождения до совершеннолетия, Ибряшкина Н.Н. являлась воспитанницей специализированных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за Ибряшкиной Н.Н. не закреплялось и не предоставлялось.
Июряшкина Н.Н. включена в список граждан из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения.
По состоянию на 2010г. номер Ибряшкиной Н.Н. в указанном списке – Номер обезличен.
Ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения Ибряшкиной Н.Н. возможно только при наличии денежных средств областного бюджета, предназначенных на эти цели, органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, прокурор Октябрьского района г. Самары просил суд обязать Правительство Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить Департаменту управления имуществом городского округа Самары денежные средства в необходимом объеме на предоставление Ибряшкиной Н.Н. жилого помещения в черте городского округа Самары не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям и Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Ибряшкиной Н.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самары не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Самары Наумова К.В. и Ибряшкина Н.Н. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Рузанова О.В., действующая на основании доверенности решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самары Сафина Т.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель Администрации городского округа Самары Сережкина К.Н., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения требований истица, полагала Департамент управления имуществом городского округа Самары ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ибряшкина Н.Н. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении, что сторонами не оспаривается.
Согласно сведений УФРС по Самарской обрасти и ФГУП «РТИ» Ибряшкина Н.Н. собственности строений и приватизированного жилья не имеет.
Ибряшкина Н.Н. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области от 05.03.05 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. 5,6,8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот …» и № 87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан …» п. при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образовании я Самарской области детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент управления имуществом городского округа Самары наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, исполняя государственные полномочия, обязан предоставить Ибряшкиной Н.Н. жилое помещение за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.
Требования прокурора Промышленного района г. Самары об обязании Правительства Самарской области выделить Департаменту управления имуществом денежные средства в необходимом объеме для обеспечения Ибряшкиной Н.Н. по месту жительства вне очереди жилым помещением не полежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из вышеуказанных норм права финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусмотрены в Законе Самаркой области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем средств, предоставляемым местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета в соответствии с утвержденной методикой, которая не признана противоречащей закону.
Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в г. о. Самаре выделена субвенция в размере 10 379 000 руб. Из указанных денежных средств Департамент управления имуществом г. о. Самары обязан обеспечить Ибряшкину Н.Н. жилым помещением.
Прокурор Октябрьского районного г. Самары в своих требованиях об обязании Правительства Самарской области выделить Департаменту управления имуществом денежные средства в необходимом объеме фактически просит внести изменения в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый 2011 и 2012 годы» и увеличить объем субвенций, выделяемых органам местного самоуправления на осуществление государственных полномочий.
В соответствии с требованиями закона внесение изменений в областной бюджет допускается путем принятия соответствующего закона Самарской Губернской Думой. Правительство Самарской области не обладает полномочиями по внесению изменений в областной бюджет.
Кроме того, прокурором Октябрьского района г. Самары не указан конкретный размер денежных средств, который необходимо выделить Департаменту управления имуществом для обеспечения Ибряшкиной Н.Н. жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Самары в интересах Ибряшкиной Натальи Николаевны удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Ибряшкиной Наталье Николаевне жилое помещение в черте г. о. Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Судья Е.А.Борисова
Копия верна
Судья