РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.08.10г. года Ленинский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Калядиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Крюкова Андрея Павловича о признании незаконным бездействий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и обязании заключения договора аренды.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к Министерству строительства и ЖКХ о предоставлении ему земельного участка для целей строительства. К заявке были приложены все необходимые для выделения я земельного участка документы. В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РФ границы земельного участка определены, проведена геологическая и топосъемка, земельный участок стоит на кадастровом учете, то есть объект правоотношений для целей аренды земельного участка существует.
В феврале 2009 года на заключение договора аренды земельного участка, площадью 1000 кв.м. в Министерство были сделаны следующие документы: нотариальная копия паспорта; заявление о предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, связанных со строительством; договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей связанных со строительством.
Министерству был передан договор аренды земельного участка с предложением о его заключении. Никакого ответа именно по заключению договора аренды не поступило.
Организация работ по выбору земельного участка и утверждения
схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
началась в связи с письмом Министерства строительства № от
ДД.ММ.ГГГГ Истец фактически владеет и пользуется земельным участком расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>.
В соответствии со ст. ст. 68,69 Земельного кодекса РФ Истцом при проведении полевых обследований и изысканий была уточнена площадь земельного участка, необходимая для из использования.
В соответствии с предписанием истцом обустроены сооружения, необходимые для сохранения земельного участка от размывания.
Земельный участок площадью 1000 кв.м. под проектирование гостиницы в <адрес> на острове <адрес> в <адрес>, для Крюкова А.П. соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов", "Нормы радиационной безопасности -99" (НРБ-99, СП 2.6.1.758-99), Основным санитарным правилом обеспечения радиационной безопасности ( ОСПОРБ -99, СП 2.6.1.799-99), СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", СН 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты".
В адрес ответчика в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ были направлены заявления, планы границ земельного участка, документы, на сооружения расположенные на вышеуказанном земельном участке.
Кроме того, истец направил ответчику проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении.
Однако до нашего времени договор ответчиком не подписан. Истец считает, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения договора аренды земельного участка и в соответствии с правилами п. 4 ст. 445 ГК РФ обратился в суд с требование о понуждении заключить договор аренды.
Предложенная ответчику редакция проекта договора аренды земельного участка содержит все существенные условия. Факт получения проектов договоров подтвержден ответчиком возвратившим все полученные документы. Возражений по цене аренды земельного участка, указанной истцом проекте договора; спорного земельного участка, ответчик истцу не представил согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №-
ФЗ распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. П. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим момент его заключения.
Целевое назначение земельных участков указанное в кадастровой карте, соответствует целевому назначению земельных участков, указанны в проектах договоров.
У истца имеется право на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, истец считает, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения с истцом договора аренды земельного участка, согласно проекта договора, представленного в суд истцом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35,36 Земельного кодекса РФ ст.445 Гражданского кодекса РФ ст.5 Гражданско-процессуального кодекса РФ Просит Признать незаконным бездействие Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в части уклонения от заключения договора аренды земельного участка и непредставлении ответа Крюкову А.П. в установленный срок. Обязать министерство строительства и ЖКХ Самарской области заключить с Крюковым Андреем Павловичем договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый номер №
В судебном заседании представители Крюкова А.,П. по доверенности Бортников С.П. и Лукьянов В.В. заявленные требования поддержали пояснили, что в тексте заявлений ссылка на ст. 36 ЗК РФ является опечаткой, в договор аренды земельного участка должен был быть заключен с Крюковым на основании ст. 31,32 ЗК РФ. Просили учесть, что при подаче заявителем документов в Министерство земельный участок не был фактически сформирован, процесс формирования начался именно после обращения Крюкова. Считают, что действиями Министерства нарушены права Крюкова, поскольку все документы были сданы им в феврале 2010г., а договор аренды до настоящего времени не заключен и отказа он не получил. В связи с чем в порядку гл. 25 ГПК РФ он обращается в суд за защитой своего нарушенного права, при этом для восстановления права в порядке искового производства просит обязать Министерство строительства и ЖКХ заключить с ним договор аренды по заявленному земельному участку.
Представитель Министерства строительства и ЖКХ самарской области по доверенности Бисярина Н.И. иск не признала, представив отзыв.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара привлеченного в качестве заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представив письменное пояснения согласно которого удовлетворение иска оставляет на усмотрение суд, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился в министерство ДД.ММ.ГГГГ с заявлением № о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявитель просил обеспечить выбор земельного участка площадью 1200 кв.м. для строительства причала на о.<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Крюков А.П. направил в адрес министерства письмо, в котором просил в течение 10 дней рассмотреть вопрос об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (причала) на земельном участке площадь 1000 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Крюковым А.П. в адрес министерства был направлен договор аренды земельного участка для заключения. ДД.ММ.ГГГГ письмом № заявление Крюкова А.П. было направлено в Департамент строительства и архитектуры г. о. Сам ара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры городского
округа Самары направил в министерство акт о выборе земельного участка
для утверждения. Одновременно проинформировал министерство о том, что
постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №
утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане
территории на основе <адрес> в <адрес> для
строительства причала.
Согласно ст. 31 ЗК РФ Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном
статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании
места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для
строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32
настоящего Кодекса.
Пунктом 3.4. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № министерство регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством. При необходимости затребования дополнительных документов для принятия соответствующего решения вышеуказанный срок может быть продлен.
Также было установлено, что рассмотрев представленные документы, министерство письмом о ДД.ММ.ГГГГ № уведомило Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о необходимости доработки пакета документов, поскольку был выявлен ряд замечаний.
В соответствии с Земельным, Градостроительным кодексами Российской Федерации, <адрес> «О земле», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», на основании обращения Министерства, документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, Администрацией городского округа Самара было издано постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории на острове Поджабный в <адрес> для строительства причала».
Таким образом, уполномоченный орган обеспечил выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Также было установлено в судебном заседании, что испрашиваемы земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка является одним из этапов в предоставлении земельного участка.
Окончательное решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ принимает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени Министерством строительства и ЖКХ <адрес> не было принято решения по заявлении Крюкова от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 32 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Также п. 4.14 регламента, утвержденного Постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает аналогичный двухнедельный срок.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что в данном случае нарушен разумный срок рассмотрения его заявления, установленный ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан» согласно которого письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Бездействием является не совершение органом или должностными лицами действий обязанность по совершению которых возложена на них законом или нормативным актом.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что бездействие Министерства по не рассмотрению заявления Крюкова А.П. в установленный срок является незаконным.
Доводы заявителя о применении в настоящих правоотношениях требований ст. 36 ЗК РФ, изложенные в заявлении суд считает не основаны на законе, кроме того, в судебном заседании представители Крюкова А.П. пояснили, что ссылки на данную норму являются ошибочными.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 13 ГК РФ 254 ГПК РФ, основанием для признания действий органа государственной власти незаконными является обязательное и одновременное наличие двух условий: действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Действия министерства, выразившиеся не рассмотрении документов в срок не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя на получение в пользование запрашиваемого земельного участка.
Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая требования ст. 31 и 32 ЗК РФ и раздела 4 Регламента суд считает, что для восстановления прав заявителя Министерство обязано рассмотреть документы заявителя в установленном порядке, при этом Министерство в рамках рассмотрения заявления гл. 25 ГПК РФ не может быть обязано судом к заключению договора аренды, а должно совершить действия предусмотренные ЗК РФ и Регламентом Предоставления земельных участков для строительства, утвержденным Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Также заявитель уточнил в судебном заседании, что требования об обязании заключения договора аренды земельного участка полагает рассмотрению в исковом порядке. Данные доводы представителей Крюкова А.П. не основаны на законе, поскольку в настоящее время не разрешен досудебные порядок рассмотрения заявления Крюкова А.П. о предоставлении земельного участка, уполномоченным органом не принято решение по существу заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка и согласовании размещения объекта в связи с чем подобные требования заявлены Крюковым А.П. преждевременно.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно коммунального хозяйств <адрес> выразившееся в непринятии решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для целей строительства.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> рассмотреть по существу заявление о предоставлении Крюкову А.П. земельного участка общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о. <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары.
Решение изготовлено 09.08.10г.
Судья: подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Секретарь