РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 17 сентября 2010 г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Мартыновой М.Н.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Самары Хлебниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5003/10 по заявлению кандидата на должность Главы городского округа Самары Тархова Виктора Александровича о защите избирательный прав,
УСТАНОВИЛ:
Тархов В.А. обратился в суд с заявлением защите избирательный прав, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Думой городского округа Самары было принято решение № о назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самары на ДД.ММ.ГГГГ
Решением от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии городского округа Самары Тархов В.А. был зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы городского округа Самара.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по заявке зарегистрированного кандидата, помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата на должность Главы городского округа Самара Тархова В.А. Четверговым С.В. на имя председателя избирательной комиссии городского округа Самара было подано заявление с просьбой согласовать безвозмездное предоставление кандидату на должность Главы городского округа Самара Тархову В.А. находящегося в муниципальной собственности помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната № площадью 72,0 кв.м. на период с 13-00 до 16-00 ДД.ММ.ГГГГ Указанное заявление было зарегистрировано в избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ за №.
Одновременно с подачей указанного заявления Четверговым С.В. в избирательную комиссию был направлен запрос с просьбой о разъяснении, в каком порядке избирательной комиссией определяется время, на которое кандидату могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения, какие документы необходимо предоставить в избирательную комиссию в целях вынесения указанного решения, а также сроки вынесения такого решения. Указанный запрос поступил в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ №.
В ответ на указанные заявления на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на должность Главы городского округа Самара Тархова В.А. Четвергова С.В. поступили письма от ДД.ММ.ГГГГ №, № в которых сообщалось, что время безвозмездного предоставления кандидатам на должность Главы городского округа Самара помещения для проведения агитационных публичных мероприятий в настоящее время не установлено. Вопрос будет решен после получения из Администрации городского округа Самара перечня соответствующих помещений. Порядок определения избирательной комиссией времени, на которое кандидату безвозмездно могут предоставляться помещения для проведения агитационных публичных мероприятий будет определен после получения из Администрации городского округа Самара перечня соответствующих помещений.
Заявитель полагает, что его избирательные пава нарушены, поскольку действующее законодательство не предусматривает, что кандидат на должность Главы городского округа Самара имеет право на безвозмездное предоставление государственных или муниципальных помещений только после получения избирательной комиссией какого-либо перечня помещений из органов местного самоуправления или органов государственной власти.
Ссылка избирательной комиссии на утверждение порядка определения избирательной комиссией времени после предоставления Администрацией городского округа Самара перечня помещений, является незаконной, так как полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Кроме того, избирательная комиссия не лишена была возможности своевременно утвердить порядок определения времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара могут безвозмездно предоставлять государственные и муниципальные помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, поскольку порядок носит нормативный характер и никак не связан с использованием каких-либо конкретных помещений.
В письмах избирательной комиссии указывается на то, что указанный порядок будет утвержден только после предоставления Администрацией городского округа Самара перечня соответствующих помещений, что противоречит ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Также заявитель полагает, что неутверждение комиссией порядка определения времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, следует расценивать как коррупциогенный фактор.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что бездействием избирательной комиссии городского округа Самара нарушаются избирательные права Тархова В.А., заявитель просил суд признать незаконным бездействие избирательной комиссии городского округа Самара, выразившиеся в невынесении решения об установлении времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара Тархову В.А. предоставляется находящееся в муниципальной собственности помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната №, площадью 72,0 кв.м., признать незаконным бездействие избирательной комиссии городского округа Самара, выразившиеся в невынесении решения об установлении порядка определения времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, восстановить нарушенное избирательное право кандидата на должность Главы городского округа Самара Тархова В.А. в полном объеме, обязав избирательную комиссию городского округа Самара вынести решение об установлении порядка определении времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения для проведения агитационных публичных мероприятий.
В судебном заседании представители Тархова В.А. Фишман А.Л., Яровой Д.С., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель избирательной комиссии городского округа Самара Кеняйкин М.Г., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал заявление Тархова В.А. не подлежащим удовлетворению.
Помощник прокурора Ленинского района г. Самары Хлебникова Е.В. полагала заявление Тархова В.А. не подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № избирательной комиссии городского округа Самара в качестве кандидата на должность Главы городского округа Самара зарегистрирован Тархов Виктор Александрович.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата на должность Главы городского округа Самара Тархова В.А. Четверговым С.В. на имя председателя избирательной комиссии городского округа Самара было подано заявление с просьбой согласовать безвозмездное предоставление кандидату на должность Главы городского округа Самара Тархову В.А. находящегося в муниципальной собственности помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната № площадью 72,0 кв.м. на период с 13-00 до 16-00 ДД.ММ.ГГГГ Указанное заявление было зарегистрировано в избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ Четверговым С.В. также было направлено в избирательную комиссию письмо с просьбой о разъяснении, в каком порядке избирательной комиссией определяется время, на которое кандидату могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения, какие документы необходимо предоставить в избирательную комиссию в целях вынесения указанного решения, а также сроки вынесения такого решения. Указанный запрос поступил в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ №.
В ответ на указанные заявления на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на должность Главы городского округа Самара Тархова В.А. Четвергова С.В. поступили письма от ДД.ММ.ГГГГ №, № в которых сообщалось, что время безвозмездного предоставления кандидатам на должность Главы городского округа Самара помещения для проведения агитационных публичных мероприятий в настоящее время не установлено. Вопрос будет решен после получения из Администрации городского округа Самара перечня соответствующих помещений. Порядок определения избирательной комиссией времени, на которое кандидату безвозмездно могут предоставляться помещения для проведения агитационных публичных мероприятий будет определен после получения из Администрации городского округа Самара перечня соответствующих помещений.
Согласно ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Такими образом, исходя из последовательности изложения положений ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пункт 3 указанной статьи обязывает собственника или владельца помещения, пригодного для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставить помещение на безвозмездной основе зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями.
Помещение предоставляется для встреч с избирателями, участниками референдума по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Время, на которое предоставляется помещение, устанавливает комиссия, определенная законом. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Судом установлено, что заявка на предоставление помещения для проведения агитационных мероприятий собственнику помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната № площадью 72,0 кв.м. на период с 13-00 до 16-00 ДД.ММ.ГГГГ не направлялась, доказательств обратного суду предоставлено не было.
В адрес избирательной комиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ также не поступало никаких подтверждений от собственника помещения о наличии согласования о предоставлении указанного выше помещения.
В результате поступившего обращения от кандидата на должность Главы городского округа Самары Тархова В.А., избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение к Главе городского округа Самары с просьбой о предоставлении списка помещений, пригодных для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящиеся в муниципальной собственности, с указанием даты и времени, на которое могут быть предоставлены помещения.
ДД.ММ.ГГГГ из Департамента управления имуществом городского округа Самара поступили списки помещений, пригодных для проведения публичных мероприятий, с указанием на необходимость согласования даты и времени проведения мероприятий с владельцами указанных помещений.
Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным актом.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что избирательной комиссии не предоставлены были сведения о направлении заявки собственнику помещений и подтверждения собственника помещения о согласовании безвозмездного предоставления помещения для проведения агитационных мероприятий, у избирательной комиссии отсутствовали основания для установления времени на которое предоставляется помещение. В данном случае избирательная комиссия не имела возможности создания равных условий для проведения указанных мероприятий. Бездействия избирательной комиссией судом не установлено.
Кроме того, в случае если указанное в п. 3 ст. 53 указанного закона помещение было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, то в силу п. 4 статьи собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода.
В пункте 5 комментируемой статьи установлен срок, в течение которого собственники, владельцы помещений, указанных в п. 3 и 4 статьи, обязаны рассмотреть заявки на выделение этих помещений: три дня со дня подачи соответствующих заявок.
В силу указанного, учитывая ч. 1 ст. 53 № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что закон обязывает обратиться зарегистрированному кандидату с заявкой на выделение помещений к собственнику, владельцу таких помещений, что заявителем сделано не было, в связи с чем, избирательная комиссия не имела возможности согласовать время на проведение мероприятий, в виду отсутствия согласования с собственником, владельцем помещения.
Доводы представителя заявителя на то, что к заявке была приложена выписка из реестра, подтверждающая принадлежность помещения к муниципальному фонду, суд не принимает во внимание, поскольку принадлежность помещения не заменяет согласование с собственником на предоставление указанного помещения и не исключает возможность предоставления данного помещения иному кандидату.
Требования заявителя о восстановлении избирательных прав кандидата путем обязания избирательной комиссии городского округа Самара вынести решение об установлении порядка определении времени, на которое кандидату на должность Главы городского округа Самара могут безвозмездно предоставляться государственные и муниципальные помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, агитационных публичных мероприятий не основаны на законе, поскольку законом не предусмотрено обязанности избирательной комиссией вынесения решения об установлении порядка определения времени.
Законом предусмотрено установление времени избирательной комиссией, на которое предоставляется помещение, предварительное установление порядка определения такого времени законом не предусмотрено.
Доводы о том, что уполномоченным органом по распоряжению и управлению муниципальным имуществом является Департамент управления имуществом городского округа Самары, в связи с чем, обращение избирательной комиссии к Главе городского округа Самары является неправомерным, суд не принимает во внимание.
Статья 53 ФЗ № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не обязывает избирательную комиссию к совершению каких-либо действий по предоставлению помещений, безвозмездное предоставление помещений для проведения агитационных мероприятий осуществляется собственниками и владельцами таких помещений.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявление Тархова В.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата на должность Главы городского округа Самары Тархова Виктора Александровича о защите избирательный прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 20.09.2010г.
Судья Е.А. Борисова