РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 25 сентября 2010 г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Мартыновой М.Н.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Самары Хлебниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 5175/10 по заявлению кандидата на должность Главы городского округа Самары Офицерова Алексея Анатольевича об отмене решения избирательной комиссии городского округа Самара об отказе в регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Офицеров обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии городского округа Самара об отказе в регистрации, указав, что решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Думы г.о. Самара 5 – го созыва и Главы городского округа Самары.
ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию заявителем были предоставлены документы для выдвижения кандидатом на должность Главы городского округа Самара, а ДД.ММ.ГГГГ документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, в том числе 20272 подписи избирателей и протокол об итогах сбора подписей.
ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия вручила заявителю извещение, согласно которому проверка подписей избирателей будет проводиться в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На момент назначения и начала проверки, условия проверки регламентировало Решение Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым проверке подлежали 100% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самары, предоставленных в избирательную комиссию, т.е. 18429 подписей.
ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия городского округа Самары приняла решение № об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самары Офицерова А.А. в связи с признанием 100% предоставленных подписей недействительными на основании п. 10 ст. 26 Закона Самарской области № 112-ГД, т.е. подписные листы изготовлены не по форме установленной Приложениями № 2 и № 3 Закона, так как в них отсутствует сведения о судимости, а именно: пустых строк с подстрочниками. В ведомостях по коду 3 недействительными признаны всего 19492 подписи.
Заявитель полагает, что все подписные листы, представленные в Избирательную комиссию, были изготовлены по форме и с соблюдением всех требований, с указанием всей необходимой информации, установленных законом.
Согласно итоговому протоколу, недостоверными(недействительными) признаны 2462 подписей избирателей по кодам 18,19 – подпись и дата избирателя выполнена им не собственноручно, на основании справок экспертов.
Справки экспертов об исследовании подписных листов не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно справки не содержат сведений о ходе проведенных исследований, об их заказчике, использованных методиках исследования и о том, что лицо, производившее исследования, предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, сами Справки не соответствуют требованиям, предъявляемым к «справкам об исследовании». В них нет описания объектов, представленных на исследование, их упаковки и вопросов, поставленных перед специалистом, проводившим исследование. Справки содержат грубейшие нарушения, не позволяющие идентифицировать, какие именно подписи должны признаваться недостоверными.
Ссылаясь на то, что в связи с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, допущенными Рабочей группой Избирательной комиссии в ходе проверки и при составлении итогового протокола, указанный протокол не может являться основанием для принятия решения об отказе заявителю в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Самара, Офицеров А.А. просил суд отменить решение Избирательной комиссии городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара Офицерова Алексея Анатольевича» и обязать Избирательную комиссию городского округа Самара зарегистрировать Офицерова А.А. кандидатом на должность Главы городского округа Самара.
В судебном заседании представитель Офицерова А.А. Черкезова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявление по основаниям, в нем изложенным.
Представители избирательной комиссии городского округа Самара Дятлов Д.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Тихомирова С.С., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагали заявление Офицерова А.А. не подлежащим удовлетворению.
Помощник прокурора Ленинского района г. Самары Хлебникова Е.В. полагала заявление Офицерова А.А. не подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона Самарской области от 10.12.2003г № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № избирательной комиссии городского округа Самара в регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского округа Самара Офицерову А.А. было отказано в связи с тем, что в соответствии с решением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке в Избирательной комиссии г.о. Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара», протоколом Рабочей группы Избирательной комиссии об итогах проверки подписных листов, представленных Офицеровым А.А. признаны недостоверными (недействительными) 20272 подписей, что составляет 100% от числа подписей избирателей, представленных для проверки.
Согласно ч.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Частью 7 ст. 25 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного лица местного самоуправления» установлено, что подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Закону. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата.
В судебном заседании были исследованы несколько заверенных копий подписных листов предъявленных заявителем на рассмотрение в избирательную комиссию г.о. Самара.
Судом установлено, что Офицеров А.А. представил в избирательную комиссию городского округа Самара 20 272 подписных листа неустановленной формы, а именно в нарушение ч.7 ст.25 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного лица местного самоуправления», подписные листы, представленные заявителем в Избирательную комиссию городского округа Самара, изготовлены не по форме, указанной в приложениях №2 и №3 к вышеназванному закону.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Положениями закона субъекта Российской Федерации - Самарской области, регулирующим избирательные правоотношения в Самарской области, установлена определенная форма подписного листа, не являющаяся произвольной, которую обязаны использовать все кандидаты, осуществляющие самовыдвижение на выборах глав муниципальных образований, назначаемых в Самарской области.
Данное требование закона носит императивный характер и альтернативных положений не содержит.
Таким образом, утверждение заявителя о том, что подписные листы изготовлены в соответствии с требованиями Закона Самарской области № 112-ГД, не основано на законе и не может быть принято судом во внимание при вынесении решения.
Судом также установлено, что при проверке подписных листов, представленных кандидатом Офицеровым А.А. отсутствуют предусмотренные приложением 2 к указанному Закону Самарской области графы (с соответствующим подстрочным текстом) для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона), что не позволяет избирателям получить информацию о судимости или несудимости кандидата.
Все эти строки и образцы подстрочного текста имеются в утвержденной форме подписного листа.
Кроме того, вместо требуемого Законом указания места жительства кандидата во всех подписных листах, содержащих подписи в поддержку выдвижения Офицерова А.А. указан адрес места жительства кандидата: <адрес>.
Как следует из положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понятие адреса места жительства включает в себя наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства, в то время, как понятие «место жительства» не является тождественным понятию адреса места жительства кандидата, поскольку включает лишь субъект РФ, район, город, иной населенный пункт. Отождествление понятий «адрес места жительства» и « место жительства» не основаны на избирательном законодательстве.
Таким образом, указание кандидатом Офицеровым А.А. адреса его места жительства в графе подписного листа, предназначенной для указания сведений о месте жительства кандидата, является нарушением требований, установленных приложением 2 к Закону Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица органа местного самоуправления».
Кроме того, заявителем установленную форму подписного листа внесена графа об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда с указанием реквизитов организации, изготовившей подписные листы по заказу кандидата, что не предусмотрено формой подписного листа установленной законом.
Согласно положениям пункта 1 статьи 26 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного листа органа местного самоуправления», проверка соблюдения порядка оформления подписных листов входит в компетенцию избирательных комиссий.
В соответствии с положениями последнего абзаца пункта 10 статьи 26 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования...», недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 и N 3 к настоящему Закону.
Согласно положениям пункта 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
При таких обстоятельствах избирательной комиссией правомерно сделан вывод о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Офицерова А.А. изготовлены с нарушением требований части ч. 7 ст. 25 Закона Самарской области № 112-ГД, а поэтому все подписи избирателей, содержащиеся в этих листах, считаются недействительными на основании ч. 10 ст. 26 названного закона, и в этой связи решение избирательной комиссии об отказе Офицерову А.А. в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Самара принято в соответствии с действующим избирательным законодательством.
Согласно ч.2 ст.26 Закона Самарской области от 10.12.2003г № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки, соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников аппарата данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
К указанной в проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
Избирательная комиссия вправе самостоятельно выбирать форму привлечения лиц, указанных в п. 2 ст. 26 Закона к проверке подписей избирателей с учетом обстоятельств, способствующих наиболее быстрому и качественному процессу проведения проверки.
В соответствии с п.14 Наставлений по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ от 11.01.2009 г. № 7, экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах Российской Федерации, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации о проведении выборов, и включает в себя участие сотрудников ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.
Участие сотрудников ЭКП в деятельности рабочих групп осуществляется на основании запросов избирательных комиссий.
Справки экспертов ЭКЦ являются документами, составленными уполномоченными сотрудниками экспертно-криминалистического подразделения органов внутренних дел, т.е. лицами, обладающими специальными познаниями, и содержание указанных справок указывает на признаки, являющиеся основанием для признания подписей избирателей, указанных в справках экспертов недостоверными (выполненными одним лицом за другое).
Таким образом, доводы заявителя о том, что справки экспертов составлены с нарушением закона являются необоснованными. Оснований не доверять справкам экспертов у суда не имеется.
Использование избирательной комиссией в своей работе кодов (нумерации нарушений) необходимо для удобства работы рабочей группы, и не является порядком, регламент которого установлен законом, поэтому указание или неуказание где-либо подобного кода не может являться нарушением закона.
Кроме того, Офицеровым А.А. представлены подписные листы, в которых сборщик подписей не указал все необходимые сведения о себе, выявлены несоответствия сведений адресным справкам, выявлены исправления и сокращения. Указанные обстоятельства, согласно ч.10 ст.26 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного лица местного самоуправления», является основанием для признания подписей недействительными.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидату Офицерову А.А. явилось признание недостоверными всех предоставленных им на проверку подписей, суд находит жалобу заявителя не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата на должность Главы городского округа Самары Офицерова Алексея Анатольевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 28.09.2010г.
Судья Е.А. БорисоваКопия верна
Судья