об отмене решения Избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. с участием прокурора Хлебниковой Е.В. при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5015/10 по заявлению кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича об отмене решения Избирательной комиссии городского округа Самара от 6 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Думы городского округа Самара от 15.07.10 г. № 950 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара и Главы городского округа Самара на 10 октября 2010 года.

26 июля 2010 года в Избирательную комиссию городского округа Самара заявителем были представлены документы для выдвижения кандидатом на должность Главы городского округа Самара, а 28 августа 2010 года – документы для регистрации в качестве кандидата на указанную должность, в том числе 20271 подпись избирателей, сброшюрованных в 22 папки, и протокол об итогах сбора подписей. 28.08.10 года заявитель был извещен о том, что проверка подписей избирателей, собранных в его поддержку, будет проводиться в период с 28 августа по 2 сентября 2010 года. 3 сентября 2010 года по результатам проверки был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара.

Решением Избирательной комиссии городского округа Самара от 6 сентября 2010 года на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абз.6 ч. 8 ст. 27 Закона Самарской области от 10.12.03 г. № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» отказано в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича.

Основаниями для отказа в регистрации явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Недостоверными (недействительными) признано 20271 подпись избирателей, что составило 100 % от числа подписей избирателей, представленных для проверки.

Нарушение Закона Самарской области от 10.12.03 г. № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», выявленное при проверке подписей, собранных в поддержку кандидата, и изложенное в итоговом протоколе, выразилось в предоставлении 20271 подписи избирателей на подписных листах, изготовленных с нарушением установленной формы.

Матвеев Михаил Николаевич обратился в Ленинский районный суд с заявлением об отмене полностью решения Избирательной комиссии городского округа Самара от 6.09.10 г. «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича» и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность Главы городского округа Самара. Свои требования Матвеев М.Н. мотивировал тем, что в соответствии с решением Избирательной комиссии г.о. Самара от 27.08.10 г. № 21/95 «О проверке в Избирательной комиссии городского округа Самара подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара» в редакции от 27.08.10 г. проверке подлежали 100 % подписей от установленного Законом Самарской области № 112-ГД количества, необходимого для регистрации кандидата, что составляет 18429 подписей. Однако, рабочей группой не была проведена жеребьевка, не отобрано необходимое количество, а проверены все подписи, т.е. 20271 подпись, представленные кандидатом, в том числе и исключенные самим кандидатом.

Он также полагает, что при проверке подписей рабочей группой были допущены и другие нарушения, а именно: необоснованно признаны недействительными 20271 подпись из-за несоответствия формы подписных листов, представленных им для проверки, той форме, которая утверждена приложениями № 2 и № 3 к Закону Самарской области № 112-ГД. Он полагает, что отсутствие пустых строк и подстрочного текста в подписных листах, в частности, о судимости, а также внесение в подписной лист данных о тираже и оплате за их изготовление за счет кандидата, не влияют на существо подписных листов, т.е. форма подписного листа не сказывается на его содержании; справки экспертов, проверявших подлинность подписей в подписных листах, не являются заключениями, предусмотренными Законом № 112-ГД, следовательно, выводы, сделанные экспертами о том, что 1177 подписей выполнены избирателями не собственноручно, не могут быть основанием для отказа в регистрации. По мнению Матвеева М.Н. не должны были включаться в итоговый протокол справки экспертов по проверке подписей «на должность мэра» и «на кандидата». Исправления в подписных листах, что стало основанием для признания недействительными 3226 подписей избирателей, по его мнению, не мешают однозначному восприятию информации об этих избирателях.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление Матвеева М.Н.

Представитель заявителя – Ч. дополнительно пояснила, что выводы экспертов о количестве недействительных подписей не соответствуют данным, внесенным в итоговый протокол рабочей группой; отсутствие граф с подстрочным текстом о наличии судимости исключены из-за отсутствия судимости, что не меняет существа информации, содержащейся на листе; к оформлению подписных листов предъявлены требования, не предусмотренные законом, в частности, о нумерации подписей. Представитель полагает, что форма подписного листа – это не просто бланк, а его содержание. Подписные листы изготовлены правильно и содержат исчерпывающую информацию.

Представитель заявителя П. дал аналогичные пояснения, дополнив, что в подписные листы были внесены сведения об изготовителе и о средствах, на которые изготовлены листы, по предложению председателя Избирательной комиссии. Все подписные листы были изготовлены по единому заказу в два этапа одним исполнителем.

Оба представителя не оспаривают того факта, что основанием для отказа Матвееву М.Н. в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы г.о. Самара явилось признание недействительными 20271 подписи избирателей из-за формы подписных листов.

Представитель Избирательной комиссии Т., возражая против доводов заявителя, пояснила, что в соответствии с Федеральным законом РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом. Законом Самарской области № 112-ГД установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей изготавливаются по форме, указанной в приложениях № 2 и № 3 к этому Закону. Таким образом, форма подписного листа не может быть произвольной, но при проверке подписных листов рабочей группой было установлено несоответствие представленных Матвеевым М.Н. подписных листов установленной форме, а именно: во всех подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением № 2 графы с подстрочным текстом для указания сведений о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона.

Иные доводы заявителя представитель считает необоснованными, поскольку выявленные нарушения были внесены в итоговый протокол со ссылкой на пункт и статью закона, которые нарушены в результате сбора подписей. Представитель пояснил, что нарушение формы подписных листов, в результате чего все представленные кандидатом подписи (20271) признаны недействительными, явилось основанием для отказа Матвееву М.Н. в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы г.о. Самара.

Представитель Д. дал аналогичные пояснения.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление Матвеева М.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 259 ГПК РФ, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Статьями 37, 38 названного закона установлено, что форма подписного листа устанавливается законом, и законом же устанавливаются основания для признания подписей недействительными.

Как видно из п. 44 ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.

Законом Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного лица местного самоуправления» установлено, что подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях № 2 и № 3 к этому закону. Требование о соблюдении установленной формы подписных листов носит императивный характер.

Как видно из материалов дела, 28 августа 2010 г. Матвеев М.Н. представил в Избирательную комиссию городского округа Самара 22 папки, содержащие 20271 подпись избирателей.

Согласно Решения Избирательной комиссии городского округа Самара от 27.08.10 года № 21/95 проверке подлежат 100 процентов от установленного законом Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления», необходимого для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара, представленных в Избирательную комиссию городского округа Самара.

Проверка подписей осуществлялась рабочей группой, созданной на основании Решения Избирательной комиссии г.о. Самара от 7.07.10 г. № 7/24, и в соответствии с Основными требованиями к составу и порядку деятельности Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, утвержденными названным Решением.

В результате проведенной проверки Рабочей группой было выявлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, а именно – все 100 % подписей были представлены на подписных листах, форма которых не соответствует требованиям, предъявляемым Законом Самарской области № 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного лица местного самоуправления» и приложениям № 2 и № 3 к этому закону.

Как видно из приложений № 2 и № 3 к Закону Самарской области от 10.12.03 г. № 112-ГД – подписной лист содержит определенное число граф и подстрочный текст, в частности об указании места жительства, а не адреса, как указано в подписных листах, представленных Матвеевым М.Н.; форма не содержит графы об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда с указанием реквизитов организации, изготовившей подписные листы; в утвержденной форме предусмотрены графы с соответствующим подстрочным текстом для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости, которые в представленных Матвеевым М.Н. подписных листах отсутствуют.

О проведении проверки Матвеев М.Н. был оповещен и не оспаривал проведение проверки всех представленных им подписей избирателей.

Довод его представителей о том, что в нарушение закона не был проведен отбор необходимого числа подписей, и что в итоговом протоколе были отмечены иные, кроме несоблюдения формы подписных листов, нарушения, опровергается пояснениями представителей Избирательной комиссии о том, что полная проверка, в том числе и с привлечением экспертов, проводилась с той целью, чтобы все кандидаты, претендующие на регистрацию на должность Главы г.о. Самара, находились в равных условиях.

Как видно из Итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы городского округа Самара, недействительными (недостоверными) признаны подписи в количестве 20271 по коду 3 – «Лист неустановленной формы», т.е. нарушение п. 10 ст. 26 Закона Самарской области от 10.12.03 г. № 112-ГД, согласно которому недействительными подписями следует считать все подписи в подписной листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями № 2 и № 3 к указанному закону.

Согласно Основных требований к составу и порядку деятельности Рабочей группы – одной из основных функций Рабочей группы является проверка в первую очередь оформления подписных листов. При проверке были выявлены нарушения формы всех подписных листов, в силу чего недействительными являются все содержащиеся на них подписи.

Рабочей группой были выявлены и иные нарушения требований Закона № 112-ГД, а именно: место жительства избирателей за пределами соответствующего избирательного округа; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; отсутствие или неполная фамилия, имя, отчество избирателя; отсутствие или неполная дата рождения избирателя; отсутствие или неполный адрес места жительства избирателя; отсутствие или неполные паспортные данные избирателя; отсутствие подписи избирателя; отсутствие или неполная дата внесения подписи избирателя; исправление в сведениях об избирателе; исправление в дате внесения подписи избирателя; несоответствие действительности сведения об избирателе; не собственноручное выполнение подписи избирателем и даты внесения подписи; заверение подписного листа ранее внесения даты подписи; отсутствие или неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей; отсутствие или неполная дата внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей; подписи, выполненные за избирателей, умерших на дату внесения подписи.

Однако, как видно из обжалуемого Решения основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Главы г.о. Самара явилась недействительность 20271 подписи избирателей, и данный отказ основан на вышеприведенных законах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича об отмене решения Избирательной комиссии городского округа Самара от 6 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы городского округа Самара Матвеева Михаила Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 5 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) О.В.Двоеглазова

Решение изготовлено в окончательной форме 18 сентября 2010 года.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200