об отмене решения территориальной избирательной комиссии



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Самара ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Изосимова А.М.,

при секретаре Самодуровой А.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Закувановой Надежды Павловны об отмене незаконного решения избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Закуванова Н.П. обратилась в суд с заявлением об отмене незаконного решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ указав, что решением от ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Ленинского района городского округа Самара сформировала участковую избирательную комиссию № в состав участковой избирательной комиссии по предложению политической партии «Справедливая Россия» была включена Закуванова Надежда Павловна.

ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Ленинского района решением № исключила (освободила) Закуванову Надежду Павловну из числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Считает решение № ТИК Ленинского района незаконным и не обоснованным, подлежащему отмене по следующим основаниям.

Статья 29 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения (освобождения) уже назначенных лиц из членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;

б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1.

К указанным в пункте б) части 6 ст.29 ФЗ -67 ГД основаниям относятся:

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;

е) судьи, прокуроры;

ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;

з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;

и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;

к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии с п. 8 ст. 29 ФЗ -67 ГД Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

г) смерти члена комиссии;

д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;

е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

Других оснований прекращения членства в комиссии, освобождения от обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса, закон не содержит.

Основанием для принятия решения № и освобождения от обязанностей члена комиссии, в соответствии с текстом решения, явились признаки проведения предвыборной агитации в отношении кандидата Зверевой И.Н. непосредственно Закувановой Н.П.

Но, в нарушение вышеизложенных норм федерального закона, оснований для освобождения от обязанностей члена УИК № прекращения членства в УИК у территориальной избирательной комиссии не было.

На момент вынесения обжалуемого решения № Закуванова Надежда Павловна доверенным лицом (уполномоченным представителем) кандидата Зверевой И.Н. не являлась, доказательством чего является отзыв кандидатом Закувановой Н.П. из числа доверенных лиц, произошедший ДД.ММ.ГГГГ

По смыслу закона, освобождение Закувановой Н.П. из числа членов УИК с правом решающего голоса могло произойти только путем отмены (частичной отмены судом или вышестоящей комиссией) решения ТИК от ДД.ММ.ГГГГ но только до момента отзыва — до ДД.ММ.ГГГГ

Далее, указанный в решении № пункт д) ст. 48, ст. 27 ФЗ -67 ГД не могли являться основанием для принятия обжалуемого решения, так как необходимым условием для прекращения членства в УИК является факт вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Решения (постановления) суда о назначении административного наказания в отношении Закувановой Н.П. не принималось. На основании изложенного просила признать незаконным Решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ отменить Решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании от представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара - Воронина Александра Альвиановича, действующего на основании доверенности, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем что заявление подано ненадлежащим лицом, основываясь на доводах, изложенных в отзыве.

Заявитель, и ее представитель – Гамаюнов И.П в удовлетворении ходатайства просили отказать считая его не основанным на законе.

Представитель местного отделения политической партии Справедливая Россия в городском округе Самара Самарской области, действующая на основании доверенности - Головинова О.Н., в удовлетворении ходатайства просила отказать считая его не основанным на законе. Однако в ходе судебного заседания пояснила, что решение о представлении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса принимается советом местного отделения политической партии и направляется в избирательную комиссию для утверждения в целях представления интересов партии. Принимая незаконное решение в отношении соответствующего члена участковой избирательной комиссии территориальная избирательная комиссия нарушает права партии.

Помощник прокурора Ленинского района г.о. Самара Хлебникова Е.В. полагала ходатайство о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ч.1 ст. 259 правом на подачу заявления в суд наделены избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Указанные лица обладают различным объемом избирательных прав и обязанностей и могут обращаться в суд за защитой только своих прав, если считают их нарушенными ( ст.3 и 4 ГПК РФ)

Как установлено в судебном заседании Закуванова Н.П. зарегистрирована вне пределов избирательного округа № и избирательного участка № по выборам Депутатов Думы г. о. Самара.

Понятие избирательного права дается в п.28 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № ФЗ согласно которой избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Закуванова Н.П. являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса № на основании решения принятого территориальной избирательной комиссией по представлению совета местного отделения политической партии Справедливая Россия в г.о. Самара Самарской области.

Порядок формирования участковых избирательных комиссий определен в соответствии с п. 1 ст. 22. ФЗ-67. Так, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ-67 избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Согласно п. 3.1 ст. 22 ФЗ-67, в случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

Согласно п.4 ст. 22 ФЗ-67, в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Согласно ст. 27 ФЗ-67 участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

Согласно п.4 ст. 27 ФЗ-67 формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Согласно п. 5 ст. 27 ФЗ-67 вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Из анализа выше приведенных норм следует, что в случае признания соответствующего решения территориальной избирательной комиссии незаконным, решением нарушаются права политической партии и не заявителя.

Суду не представлено доказательств нарушения каких либо прав непосредственно заявителя по делу.

В силу ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

В соответствии сч.1 п.1 ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу № по заявлению Закувановой Надежды Павловны об отмене незаконного решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 5 дней со дня вынесения в Самарский областной суд через районный суд.

Судья (подпись) А.М. Изосимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200