Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22.09. 2010г. Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Кобелевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Зверевой Ирины Николаевны о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по избирательному округу № Ширкиной В.К.,
Установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по избирательному округу №, указав, что решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Думы г.о. Самара 5 – го созыва. Решением от ДД.ММ.ГГГГ окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № зарегистрировала её, как кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по одномандатному избирательному округу №. Обжалуемым решением избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № Ширкина В.К. Считает указанное решение незаконным, поскольку в своем заявлении о выдвижении, кандидат Ширкина В.К., не указала наименование субъекта Российской Федерации в графе «адрес места жительства», что в соответствии с законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара. Также основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований указанного закона. Кандидат Ширкина В.К. представила сведения о размере и об источниках доходов кандидата не по форме согласно приложения № к указанному выше закону, поскольку сведения о наличии и отсутствии доходов и имущества указаны за пределами таблицы о доходах и имуществе, в связи с чем, избирательная комиссия должна была отказать кандидату в регистрации со ссылкой на п. 3. 1 ч. 9 ст. 38 приведенного выше Закона Самарской области. Кроме того, подписные листы, представленные на регистрацию, вызывают сомнения в части достоверности подписей избирателей и дат их внесения в подписной лист, поскольку подписи и даты их внесения имеют множество исправлений. Вместе с тем, окружная избирательная комиссия не выясняла достоверность представленных подписей. Поскольку приведенные выше нарушения существовали до принятия окружной избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Ширкиной В.К., указанная комиссия должна была отказать в регистрации кандидату Ширкиной В.Н. на основании п.п. 3.1, 3.2 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать решение Окружной избирательной комиссии № по выборам депутатов Думы г.о. Самара пятого созыва « О регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Ширкиной В.К.» незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель заявителя Гамаюнов И.П., действующий на основании доверенности, полностью поддержал требования заявителя по изложенным выше основаниям, при этом пояснил, что после проведенного исследования 6, 35 % подписей, содержащихся в подписных листах, представленных Ширкиной В.К., являются недействительными. Сведения о наличии либо отсутствии доходов и имущества надлежит указывать в таблице, а не за её пределами, что имеет место в данном случае. Указанные обстоятельства являются основанием для признания незаконным обжалуемого решения и его отмены.
Представители заинтересованного лица окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Думы г.о. Самара 5 – го созыва Воронин А.А., Большакова Е.В., действующие на основании доверенности, заявление не признали, при этом пояснили, что документы, представленные кандидатом Ширкиной В.К. для регистрации, содержали все необходимые сведения, соответствовали установленным формам. Количество недействительных подписей, представленных Ширкиной В.К. в подписных листах, не превышает 10%. Поскольку каких – либо нарушений приведенного выше закона не имеется, считают, что окружная избирательная комиссия правомерно приняла решение о регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Ширкиной В.К., в связи с чем, просят отказать заявителю в удовлетворении требований.
Заинтересованное лицо - Ширкина В.К. в судебное заседание не явилась, в суд поступило заявление, в котором Ширкина В.К. просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав стороны, прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Зверевой И.Н. по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона Самарской области от 10.12.2003г. № 112 - ГД « О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Ст. 3 Закона Самарской области « О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» предусмотрено, что в целях настоящего закона используются понятия, используемые в ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Самарской области « О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы г.о. Самара пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ
Решением Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № Ширкина В.К. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутому в порядке самовыдвижения, на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.
Судом установлено, что Ширкиной В.К. в ОИК № были сданы все необходимые для выдвижения и регистрации документы, в том числе заявление, в котором содержались все данные, установленные требованиями приведенного выше Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (ст.33 ч. 3).
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением Ширкиной В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, поданным в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №, в котором она дает согласие баллотироваться кандидатом в Думы г.о. Самара по одномандатному избирательному округу №, и сообщает о себе соответствующие сведения, а также заявлением Ширкиной В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным в указанную окружную избирательную комиссию, в котором она на основании п.п. 2.2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» внесла уточнение и дополнение в ранее поданные сведения о кандидате, а именно в заявление о согласии баллотироваться в свой адрес места жительства добавила слова «Самарская область».
Поскольку приведенная выше норма материального права допускает дополнение заявления в определенный срок, что имеет место в данном случае, и учитывая, что все сведения предусмотренные п.3 и 5 ст.33 Закона Самарской области были представлены Ширкиной В.к. в соответствующих документах, суд не находит каких-либо нарушений требований действующего законодательства в данной части.
Доводы представителя заявителя о том, что Ширкиной В.К. в ОИК № заявление о регистрации в кандидаты в депутаты Думы г.о. Самара было подано без указания наименования субъекта Российской Федерации, что является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара, являются необоснованными. Как указано выше, закон допускает дополнение и уточнение заявления, в том числе относительно сведений о субъекте РФ, в котором проживает кандидат. Также закон устанавливает сроки, в течении которых, сведения, изложенные в заявлении, могут быть дополнены и уточнены. Поскольку Ширкина В.К. в установленные законом сроки внесла уточнение и дополнение в первоначальные сведения, суд считает, что каких – либо нарушений ею, а также ОИК № допущено не было.
Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 - ФЗ и п.п. 5 п. 9 ст. 38 Закона Самарской области « О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основанием отказа в регистрации является, в частности, выявление 10 и более процентов недостоверных и или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Ширкоиной В.К. на регистрацию в окружную избирательную комиссию № было представлено 132 подписных листа, содержащих 583 подписи.
Судом установлено, что 6,35 % подписей имеющихся в указных подписных листах являются недействительными.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются ведомостью проверки подписных листов, а также актом экспертного исследования от22.09.2010г.
Поскольку основанием отказа в регистрации является выявление 10 и более % недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, чего в данном случае не имеется, суд приходит к выводу о том, что ОИК № при вынесении обжалуемого решения не допустило каких либо нарушений в данной части, следовательно, обоснованно зарегистрировало Ширкину В.К.
В соответствии с ч. 5 Закона Самарской области «О выборах в депутаты представительного органа муниципального образования» кандидат должен представить сведения о размере и об источниках дохода кандидата, а также об имуществе, принадлежащему кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются по форме, согласно приложения №1 к данному закону.
Из материалов дела следует, что Ширкина В.К. представила в ОИК № сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах на бланке, установленной формы. Все необходимые сведения о наличии либо отсутствии, а также источниках и размерах были указаны ею непосредственно под каждой графой в соответствии с ее наименованием.
Судом установлено, что указанный бланк не содержит специализированной графы, позволяющей привести в ней указанные выше сведения, что подтверждается бланком сведений, в котором имеется ограничительная черта непосредственно под наименованиями имущества, доходов и т.д.
Оценивая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Ширкиной В.К. не было допущено нарушений при заполнении указанного бланка, в связи с чем, ОИК № правомерно приняла данный документ как надлежащий и законный.
Поскольку каких либо нарушений, на которые ссылается заявитель, при регистрации в кандидаты в депутаты Думы г.о. Самара 5-го созыва по одномандатному избирательному округу № Ширкиной В.К. допущено не было, ОИК № обоснованно вынесла решение о регистрации данного кандидата.
При таких обстоятельствах оснований для признания обжалуемого решения незаконным и его отмены не имеется, в связи с чем, заявление Зверевой И.Н. удовлетворению не подлежит.
Доводы представителя заявителя о том, что Ширкина В.К. представила сведения о размере и об источниках доходов кандидата не по форме согласно приложения № 1 к указанному выше закону Самарской области, поскольку сведения о наличии и отсутствии доходов и имущества указаны за пределами таблицы о доходах и имуществе, в связи с чем, избирательная комиссия должна была отказать кандидату в регистрации со ссылкой на п. 3. 1 ч. 9 ст. 38 приведенного выше Закона Самарской области, безосновательны. Как установлено судом и указано выше, указанный бланк не содержит специализированной графы, позволяющей привести в ней указанные выше сведения. Кроме того, действующее законодательство не содержит четких ограничений, допускающих вносить в указанные выше сведения лишь в пределах графы, очерченной в приложении. Учитывая, что на кандидата возложена обязанность предоставить все сведения в соответствии с наименованиями графы, следовательно, определить количество необходимого места для размещения данной информации не представлялось возможным, а также то, что одна из граф заканчивается чертой, расположенной непосредственно под текстом, суд считает, что внесение Ширкиной В.К. всех необходимых сведений на предусмотренном законом бланке, непосредственно под каждой соответствующей графой, не является нарушением и соответствует требованиям Закона Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Зверевой Ирины Николаевны о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по избирательному округу № Ширкиной В.К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд гор. Самары
Решение в окончательной форме изготовлено 23.09.2010г.
Судья Ю.В. Косенко