РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2010 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Советского района города Самары в интересах Лихаревой Лидии Николаевны к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара и департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьи лица Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, департамент семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района города Самары обратился в суд с интересах Лихаревой Л.Н. к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара и департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что Лихарева Л.Н., 19.07.1988 года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ней, не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет. На основании заявления Лихаревой Л.Н., она была включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учёту и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Лихаревой Л.Н. не предоставлено, просил обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Лихаревой Л.Н. социальную выплату на приобретение жилья.
В судебное заседание представитель прокуратуры Советского района поддержал заявленные требования.
Лихарева Л.Н. в судебном заседании пояснила, что ей необходимо произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Представитель администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара, действующая на основании доверенностей, иск не признала, при этом пояснила, что в 2010 года из бюджета Самарской области выделялись денежные средства на обеспечение жильем - сирот, которые были полностью израсходованы. Глава г.о. Самара может исполнять требования действующего законодательства в части, обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья детей - сирот, лишь в рамках тех бюджетных средств, которые выделяются бюджетом г.о. Самара в виде субвенций из бюджета Самарской области. В связи с указанными обстоятельствами, просит в иске отказать.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара.
Представитель Департамента опеки и попечительства действующая на основании доверенности, иск не признала, указывая на отсутствие оснований.
Представители Правительства Самарской области, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы.
Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года №115- ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7.07.2005 года №152 - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области №77 - ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе "Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».
Из материалов дела следует, что Лихарева Л.Н. 19.07.1988 года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания его лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, находилась в приюте «Надежда».
На основании заявления Лихаревой Л.Н. от 11.04.2008 года, она была включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 29.01.2010 года был утвержден список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Лихаревой Л.Н. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ей не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Лихарева Л.Н. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Доводы представителя администрации г.о. Самара и главы г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009 года) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно - распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Советского района города Самары в интересах Лихаревой Лидии Николаевны - удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Лихаревой Лидии Николаевне социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2010 года.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья