решение о признании права на внеочередное получение жилого помещения о выделении социальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.11.2010г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3773/10 по иску прокурора Радченко Марины Константиновны к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Радченко М.К. обратилась в суд с иском к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 1984 году была признана оставшейся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Кировского районного суда мать истца была лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца- Радченко Константин Алексеевич.

С ДД.ММ.ГГГГ Радченко М.К. воспитывалась в доме ребенка № 1 по решению Промышленного райисполкома, затем был переведена в детский дом № 2, где содержалась за счет государства на основании решения Октябрьского райисполкома за № от ДД.ММ.ГГГГ.

Затем, истица воспитывалась в школе-интернате № 169, которую окончила в 1998 году и продолжила учебу в ПУ-37 г. Самары.

Из своего личного дела, находящегося в школе-интернате № 169, истец узнала о том, что за ней и её семьей, состоящей из 2-х сестер и 3-х братьев, закреплена трехкомнатная квартира по <адрес>, однако в 1984 году вышеуказанная квартира решением райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ была распределена ТЭЦ и выданы ордера на две семьи работникам Щербаковой Н.А.(3 человека) и работнику Карасеву А.К.(3 человека).

На момент окончания школы - интерната, истица не имела жилой площади.

На основании писем из школы интерната № 169 и ПУ-37, Радченко М.К. совместно со своим братом и сестрой, рожденными также ДД.ММ.ГГГГ, были поставлены на регистрационный учет на внеочередное получение жилья, что подтверждается письмами Администрации Кировского района г. Самары за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, Однако в связи с тем, что в тот момент ответчик не имел возможности выделить жилую площадь, истцу, по просьбе ответчика, ПУ-38 предоставило комнату в общежитии.

В настоящий период времени квартира в установленном законом порядке истице не предоставлена, и она вынуждена проживать у знакомых.

Истец устно и письменно обращался в Администрацию Кировского района г. Самары, где ему сообщили, что она на регистрационном учете на внеочередное получение жилья в настоящее время не состоит. Из писем, полученных из Администрации Кировского района истец узнала, что она, её сестра и брат сняты с учета по причине того, что в 1992 году на семью Радченко выделялась трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, однако истица в этот период времени находилась в школе-интернате, была прописана по месту нахождения школы-интерната № 169 и в указанной квартире не зарегистрирована, впоследствии данная квартира была несколько раз обменена старшим братом Радченко Сергеем. Признать данную сделки по обмену недействительными не представляется возможным так как истек срок давности, кроме того, данное жильё не находилось во владении и пользовании истца.

Кроме того, квартира по адресу: <адрес> предоставлялась братьям истца - Радченко А.К. и Радченко С.К.. Данный факт подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, в который Радченко М.К. не включена, а следовательно вышеназванная квартира ей не предоставлялась. Вселить же Радченко М.К. в квартиру, занимаемую семьей её брата Сергея, не представляется возможным, что подтверждается проверкой, проводимой прокуратурой Советского района г. Самары.

ДД.ММ.ГГГГ Кировский районный суд г. Самары вынес решение о признании за сестрой истца - Радченко Анной Константиновной право на внеочередное получение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г. Самары вынесено решение о признании за братом истца - Радченко Константином Константиновичем право на внеочередное получение жилья.

Согласно Конституции РФ истец имеет такие же права на жилье как его сестра и

брат.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать за Радченко Мариной Константиновной право на внеочередное получение жилья, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара восстановить Радченко М.К. на регистрационном учете для внеочередного предоставления жилья с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчиков предоставить квартиру вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В процессе рассмотрения иска Радченко М.К. требования уточнила, просила суд признать за Радченко Мариной Константиновной право на внеочередное получение жилья и обязать ответчиков предоставить Радченко М.К. социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство экономического развития Самарской области, Министерство финансов Самарской области.

Истица и её представитель в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара Максимова О.В., действующая на основании доверенностей, иск не признала, при этом пояснила, что в 2010г. из бюджета Самарской области выделялись денежные средства на обеспечение жильем - сирот, которые были полностью израсходованы. Глава городского округа Самара может исполнять требования действующего законодательства в части, обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья детей - сирот, лишь в рамках тех бюджетных средств, которые выделяются бюджетом городского округа Самара в виде субвенций из бюджета Самарской области. Истица в списке детей сирот не состоит, в связи с указанными обстоятельствами, просит в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара Шалыгина Е.К., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на Главу городского округа Самара.

Представитель Департамента опеки и попечительства Асеева Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, указывая на отсутствие оснований.

Представители 3 - их лиц Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства финансов Самарской области, Администрации Кировского района г. Самары в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании заявлений Радченко Г.П., решения исполкома Промышленного районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ Радченко А.К, Радченко М.К, Радченко К.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были помещены в Дом ребенка № 2 г. Самары (л. д. 14).

По решению Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ Радченко Г.П. была лишена родительских прав в отношении 6 детей: Радченко Анны, Радченко Марии, Радченко Константина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко Ольги, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко Сергея, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко Алексея, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13).

Согласно карточкам прописки паспортной службы КЖКХ и ОН Кировского района, справки с места жительства, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, была зарегистрирована Радченко Г.П. и шестеро детей Радченко А., Радченко Марина, Радченко К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании решения исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ Радченко М. была переведена в дошкольный детский дом № 2 (л.д. 11).

Решением райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была распределена ТЭЦ (так как жилой фонд принадлежал ТЭЦ), были выданы ордера на две семьи: на жилую площадь 26,0кв.м. - работнице ТЭЦ Щербаковой Н.А., на жилую площадь 22.0 кв.м. - работнику ТЭЦ Карасеву А.К.

В 1985 году в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, был открыт единый лицевой счет на семью Ильиных. Спорная квартира была приватизирована семьей Ильиных в 1997 году.

Решением исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Радченко А., Радченко М., Радченко К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была закреплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было закреплено за несовершеннолетними Радченко А., Радченко М., Радченко К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Радченко А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически уже после его распределения другим гражданам.

Решением исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ Радченко С.К. на состав семьи из 5 человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что установлено решением Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ

Однако на основании этого же решения исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер на жилое помещение № на состав семьи из 2 человек: Радченко С.К., Радченко А.К. Фактически квартира была предоставлена двум старшим братьям истца. Закрепление данной квартиры за другими несовершеннолетними не производилось.

В 1993 года Радченко С.К. произвел обмен 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на 1-комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>л.д. 12).

В августе 1994г. Радченко С.К. произвел родственный обмен квартиры по адресу: <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Радченко С.К. умер, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, проживает семья Ермолаевых, бывших родственников Радченко С.К., по линии жены, что установлено решением Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ Радченко М.К. воспитывалась в доме ребенка № 1 по решению Промышленного райисполкома, затем был переведена в детский дом № 2, где содержалась за счет государства на основании решения Октябрьского райисполкома за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Затем, истица воспитывалась в школе-интернате № 169, которую окончила в 1998 году и продолжила учебу в ПУ-37 г. Самары (л.д. 8,9).

Из письма администрации Кировского района г. Самара следует, что Радченко А.К., Радченко М.К., Радченко К.К. были сняты с регистрационного учета для внеочередного предоставления жилой площади в связи с тем, что по решению исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ Радченко С.К. и Радченко А.К. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Таким образом, администрация Кировского района, в нарушении действующего законодательства, выдала ордер на жилое помещение № (во исполнение решения исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении квартиры), расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи из 2 человек: Радченко С.К., Радченко А.К.

В ордер на жилое помещение № не были включены Радченко А., Радченко М., Радченко К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за которыми квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была закреплена решением исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлялась на состав семьи из 2 человек: Радченко Сергею Константиновичу, Радченко Алексею Константиновичу.

Радченко М.К. квартира не предоставлялась, в связи с чем, решение Администрации Кировского района о снятии Радченко А.К., Радченко М.К., Радченко К.К. с регистрационного учета для внеочередного предоставления жилой площади в связи с предоставлением квартиры, является незаконным.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы.

Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7.07.2005г. № 152 - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно положений постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77 - ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области « Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».

Доводы представителя администрации городского округа Самара и главы городского Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.

Доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу городского округа Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009г.) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входит Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара, глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация городского округа Самара - исполнительно – распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.

В соответствии с Уставом городского округа Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом городского округа Самара. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу.

Доводы Департамента о том, что Радченко М.К. не состоит в списках детей сирот, обладающих правом на предоставление жилого помещения, суд не принимает во внимание.

Радченко М.К. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, состояла в списках не внеочередное предоставление жилья, жилым помещением она не была обеспечена, однако снята с учета, в настоящее время жилого помещения не имеет.

Доводы ответчиков о пропуске срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права суд также не принимает во внимание, поскольку Радченко М.К. было заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности, с предоставление документов, подтверждающих, что истица имеет заболевание, умственная отсталость в степени дебильности.

Суд учитывает данное обстоятельство и полагает возможным восстановить срок на обращение истице, в связи с имеющимся у истицы заболеванием. Кроме того, из материалов дела усматривается, что истица обращалась в прокуратуру Советского и Кировского района с просьбой о защите свих прав, однако данное обращение результата не принесло. В силу своего затруднительного материального положения истица не имела возможности обратиться за защитой своего права к юристу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Радченко Мариной Константиновной право на внеочередное получение жилого помещения, восстановить в списках граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Радченко Марине Константиновне социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.11.2010г.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья