РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации14 декабря 2010г. г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
Председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Игожевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5826/10 по иску Лымарь Артема Борисовича к ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров» Самарского гарнизона Министерства обороны РФ о взыскании сумм ежемесячного денежного поощрения,
УСТАНОВИЛ:
Лымарь А.Б. обратился в суд с иском к ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров» Самарского гарнизона Министерства обороны РФ о взыскании сумм ежемесячного денежного поощрения, указав, что он проходил действительную военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, находился в распоряжении командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, содержался за штатом дома офицеров Самарского гарнизона и был уволен в запас с 16.11.2008 года.
Во время прохождения действительной службы по контракту, согласно приказу Министра обороны РФ от 30.06.2006 года №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» во исполнение Указа Президента РФ от 18.02.2005 года №177 «О ежемесячном денежном поощрении военнослужащих» бухгалтерией дома офицеров Самарского гарнизона с октября 2006 года по 16 ноября 2008 года должно было начисляться и выплачиваться ежемесячное денежное поощрение (ЕДП) в размере одного оклада по воинской должности, однако данные выплаты истцу не начислялись и не выплачивались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право на получение ежемесячного денежного поощрения и взыскать в его пользу сумму ЕДП за период с 26.10.2007 года (за 3 года до момента обращения в суд – 26.10.2010 года) по 16.11.2008 года в размере 55 666 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 17350 рублей, с учетом уточнений за 730 дней.
В судебном заседании представитель истца Матвейчк С.И. поддержал требования полном объеме.
Представитель ответчика Балакирева К.Ж., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения требований истца.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям п.4 ст.42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «и» п.2 ст.13 Положения о порядке прохождения воинской службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16.09.1999 года №1237 военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в случае нахождения в распоряжении командира (начальника). Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Законом и Положением, до его исключения.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части.
Указом Президента РФ от 18.02.2005 года №177 предусмотрено, что в соответствии с Федеральными законами от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 30.06.2002 года №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» и в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания, постановлено выплачивать с 01.03.2005 года ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ (за исключением указанных военнослужащих и сотрудников, замещающих воинские должности (должности) в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти) в размере одного оклада по воинской должности (должности).
Согласно приказу Министра обороны РФ от 30.06.2006 года №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определённых статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности, процентная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в порядке, предусмотренном пунктами 109 - 110 настоящего Порядка, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено иное.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командиров (начальников) по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, по истечении установленного срока нахождения в распоряжении командира (начальника) денежное довольствие может выплачиваться по решению Министра обороны РФ (в отношении высших офицеров), заместителей Министра обороны РФ, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от занимаемых воинских должностей, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, денежное довольствие в размерах, установленных пунктом 46 настоящего Порядка, выплачивается:
в связи с назначением на новую воинскую должность - со дня, следующего за днем сдачи дел и должности, и до дня вступления в исполнение обязанностей по новой воинской должности;
в связи с поступлением на обучение - со дня, следующего за днем сдачи дел и должности, и до дня зачисления на обучение;
в связи с увольнением с военной службы - со дня, следующего за днем сдачи дел и должности, и по день исключения из списков личного состава воинской части.
О сдаче (принятии) дел и должности военнослужащий докладывает по команде рапортом, на основании которого издается приказ командира воинской части.
Днём освобождения от занимаемых воинских должностей военнослужащих расформировываемых воинских частей, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, считается день окончания сдачи дел и должности в пределах установленных сроков, но не позднее дня окончания расформирования воинской части.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, месячные дополнительные выплаты (далее в настоящем разделе именуются - надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, надбавки выплачиваются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они назначены на воинские должности, и по месяц освобождения от занимаемой воинской должности, а морское денежное довольствие - по день исключения из списков личного состава воинской части.
Выплата надбавок производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников).
Надбавки, предусмотренные настоящей главой, исчисляются исходя из окладов по занимаемым (временно исполняемым) воинским должностям. Военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) окладов по воинским должностям, выплата надбавок производится исходя из окладов по воинским должностям с учетом этих увеличений (повышений), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено иное.
Надбавки выплачиваются одновременно с выплатой окладов денежного содержания за текущий месяц и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Выплата надбавок не приостанавливается в период нахождения военнослужащих в отпусках, в командировках, на лечении, на обучении.
В указанном порядке выплачиваются все надбавки, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами и настоящим Порядком.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением военнослужащих, занимающих воинские должности в центральном аппарате Министерства обороны (далее в настоящем разделе именуется - центральный аппарат), выплачивается ежемесячное денежное поощрение (далее в настоящем разделе именуется - поощрение) в размере одного оклада по воинской должности.
Из материалов дела следует, что Лымарь А.Б.. проходил действительную военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, находился в распоряжении командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, содержался за штатом дома офицеров Самарского гарнизона и был уволен в запас с 16.11.2008 года.
Во время прохождения действительной службы с октября 2006 года по 16 ноября 2008 года ему не выплачивалось ежемесячное денежное поощрение (ЕДП).
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Президенту РФ предоставлено право устанавливать военнослужащим надбавки и другие дополнительные выплаты, не предусмотренные указанным Законом.
Реализуя данное право, Президент РФ Указом №177 постановил выплачивать с 01.03.2005 года ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти), в размере одного должностного оклада.
Целью издания Указа №177, как видно из преамбулы, является совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих.
Анализ его норм позволяет сделать вывод, что основания для производства оспариваемой выплаты не зависят от объёма, важности выполняемых военнослужащими задач, занимаемого ими должностного положения и имеющейся воинской специальности, на что в том числе указывает и размер ежемесячного денежного поощрения (один оклад по воинской должности для всех военнослужащих). Эти нормы не направлены на создание для военнослужащих каких-либо поощрительных мер.
Данное толкование также основано на том, что названный нормативный правовой акт ограничений по производству этой выплаты военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников), не содержит. Для выплаты ежемесячного денежного поощрения необходимо только наличие одновременно двух условий: незамещение воинской должности в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти и прохождение военной службы по контракту.
При решении вопроса о праве военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), на выплату поощрения необходимо исходить из того, что Указ №177 предусматривает такую выплату для всех категорий военнослужащих и независимо от прохождения ими военной службы в Министерстве обороны РФ либо в других органах исполнительной власти (МВД России, ФСБ России и пр.), за исключением тех, кто замещает воинские должности (должности) в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и другого запрета не содержит.
Существенное значение имеет и то, что согласно п. 2 Указа обеспечение финансирования расходов, связанных с его реализацией, Президентом РФ возложено на Правительство РФ, которое ежегодно направляет в федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, денежные средства на указанные цели, исходя из их среднесписочной численности.
С учётом единого статуса военнослужащих, закрепленного в ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и установленной для них единой системы материального и иных видов обеспечения выплата поощрения должна производиться всем военнослужащим независимо от органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.
Из этого следует, что Министерство обороны РФ не вправе ограничивать военнослужащим выплату поощрения, установленного Президентом РФ на основании п. 9 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и финансируемого Правительством РФ.
Что касается положений Порядка, то его п. п. 46 и 92 не содержат запрета на выплату единовременного денежного поощрения установленного нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания п. 106 Порядка усматривается, что в нём фактически воспроизведены положения Указа №177.
Более того, в п. 46 Порядка прямо предусмотрено, что зачисленным в распоряжение военнослужащим, помимо установленных Министром обороны РФ выплат, могут производиться другие выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Суду предоставлен сумма оклада истица за период с 26.10.2007г. по 16.11.2008г., в соответствии с чем, задолженность суммы ЕДВ за указанный период составляет 50255,74 рублей.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждается факт прохождения истцом действительной военной службы по контракту в вооруженных силах РФ, принимая во внимание, что ему не выплачивалось вышеуказанное ЕДП, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, в его пользу подлежит взысканию сумма ежемесячного денежного поощрения в размере 50255,74 рублей.
Статьей 395 Гражданского Кодекса РФ, предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Кроме того, при взыскании долга в судебном порядке суд, может удовлетворить требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Ставка рефинансирования на день предъявления иска составляет 7,75 %, исходя из чего проценты за просрочку выплаты за период с 26.10.2007 года по 16.11.2008 г. составляют 7897,82 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Лымарь Артема Борисовича удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров» Самарского гарнизона Министерства обороны РФ в пользу Лымарь Артема Борисовича сумму ежемесячного денежного поощрения в размере 50255,74 рублей и проценты за просрочку выплаты в размере 7897,82 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий Е.А. Борисова
Копия верна
Судья