решение о предоставлении социальой выплаты на приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.12.2010г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5948/10 по иску прокурора Красноглинского района г. Самары в интересах Мирзобаева Бахтиёра Абдужабборовича к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноглинского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах Мирзобаева Б.А. к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Мирзобаев Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать Мирзобаева Б.А. была лишена родительских прав, решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отец истица также был лишен родительских прав.

Жилое помещение за Мирзобаевым Б.А. не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет.

На основании заявления Мирзобаев Б.А. был включен в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации городского округа Самара.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений истец просил суд обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мирзобаеву Б.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

В судебном заседании помощник прокурора Красноглинского района г. Самары Пермякова Е.А., Мирзобаев Б.А., поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара Сенникова А.В., действующая на основании доверенностей, иск не признала, при этом пояснила, что в 2010г. из бюджета Самарской области выделялись денежные средства на обеспечение жильем - сирот, которые были полностью израсходованы. Глава городского округа Самара может исполнять требования действующего законодательства в части, обеспечения социальными выплатами на приобретение жилья детей - сирот, лишь в рамках тех бюджетных средств, которые выделяются бюджетом городского округа Самара в виде субвенций из бюджета Самарской области. В связи с указанными обстоятельствами, просит в иске отказать.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель Департамента опеки и попечительства Сафина Т.Е., действующая на основании доверенности, иск не признала, указывая на отсутствие оснований.

Представители 3 - их лиц Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы.

Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7.07.2005г. № 152 - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно положений постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77 - ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области « Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».

Из материалов дела следует, что Мирзобаев Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать Мирзобаева Б.А. была лишена родительских прав, решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отец истица также был лишен родительских прав.

Жилое помещение за Мирзобаевым Б.А. не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет.

На основании заявления Мирзобаев Б.А. был включен в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации городского округа Самара.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, городскому округу Самара на 2010г. В данном списке Мирзобаев Б.А. значится под номером 200.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Мирзобаеву Б.А. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, что подтверждается его заявлением на имя прокурора Красноглинского района г. Самары и не отрицалось в судебном заседании, с учетом приведенных выше норм права, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации городского округа Самара и главы городского Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.

Доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу городского округа Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009г.) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входит Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара, глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация городского округа Самара - исполнительно – распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.

В соответствии с Уставом городского округа Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом городского округа Самара. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красноглинского района г. Самары в интересах Мирзобаева Бахтиёра Абдужабборовича к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мирзобаеву Бахтиёру Абдужабборовичу социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья