о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Кунеевского Константина Владимировича об оспаривании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению Кунеевского Константина Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) в собственность за выкуп.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлению Кунеевского Константина Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) в собственность за выкуп.

В соответствии с п.3 ст.264 ГПК РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязано сообщить об исполнении настоящего решения в суд и заявителю не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Кунеевского Константина Владимировича об оспаривании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>,

установил:

Кунеевский К.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. В обоснование заявления указывает, что является собственником объектов незавершенного строительства - литера Б, литера Г, литера Д, расположенных по адресу: <адрес>, Просека 8. Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:0703004. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 63:01:0703004:987. ДД.ММ.ГГГГ распоряжениями заместителя Главы городского округа - Главой администрации <адрес> городского округа Самара №, №, № объектам незавершенного строительства были присвоены почтовые адреса: 443115, <адрес>, Восьмая просека, 17 «Ж» строение 2, строение 3, строение 4. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к министру строительства и ЖКХ <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) с приусадебным участком. До настоящего времени он не получил от Министерства строительства и ЖКХ <адрес> сообщения о принятии решения по существу заявления - решения о предоставлении в собственность земельного участка за выкуп или об отказе о предоставлении в собственность земельного участка за выкуп. Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Ссылаясь на то, что бездействие органа государственной власти не соответствует ст.35, 36 ЗК РФ и нарушает его права и законные интересы, просит признать незаконным бездействие Министерства строительства и ЖКХ <адрес>, выразившиеся в не принятии решения по существу его заявления о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б), обязать Министерство строительства и ЖКХ <адрес> предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок общей площадью 3456,3 квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемый объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б).

В судебном заседании истец и его представитель Матвеев Д.В., допущенный к участию в деле протокольным определением суда, заявленные требования поддержали.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Салова А.В. в судебном заседании заявление не признала, пояснив, что ответ заявителю был дан. Одновременно на рассмотрении находится заявление Кунеевского К.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении того же земельного участка в аренду под завершение строительства гостиничного комплекса. Эти заявления взаимоисключающие, поэтому рассмотрение нового заявления невозможно до тех пор, пока заявитель не откажется от ранее поданного. Кроме того, в заявлении от января 2011 г. Кунеевский К.В. указывает, что не намерен завершать строительство объектов недвижимости, расположенных на земельном участке. Однако предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, не входит в компетенцию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, а является прерогативой Министерства имущественных отношений <адрес>.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кунеевский К.В.обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3456,3 м2 по адресу: <адрес>, 8-ая просека, с кадастровым номером 63:01:0703004:987, занимаемый объектами незавершенного строительства, в собственность за плату, ссылаясь на положения п.1 ст.36 ЗК РФ (л.д. 30, 31, 32). Заявление получено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по данным организации почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54), по данным самого министерства – ДД.ММ.ГГГГ за вх.№3-15-77/45 (л.д. 55-56).

Согласно положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории <адрес> (п.1.1). В рамках закрепленных предметов ведения названное министерство в установленном порядке осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает само министерство, обеспечивает принятие <адрес> решений о предоставлении земельных участков для строительства в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством (п.2.2).

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Следовательно, рассмотрение заявления Куневского К.В. об оспаривании бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившемся в непринятии решения по его заявлению о предоставлении земельного участка, подведомственно суду общей юрисдикции.

Нормативным правовым актом, определяющим, в том числе, процедуру рассмотрения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заявлений о предоставлении земельных участков в городском округе Самара является Регламент взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако данный документ устанавливает порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст.38 ЗК РФ, и предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в порядке, предусмотренном ст.31, 32 ЗК РФ. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, занятых принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества, в порядке ст.36 ЗК РФ, названным Регламентом не регулируется, специальный нормативный правовой акт, определяющий порядок рассмотрения таких заявок Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в настоящее время отсутствует.

В соответствии с п.5, 6 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ (т.е. уполномоченные осуществить предоставление данного земельного участка), с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления вышеуказанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Кроме того, порядок рассмотрения заявления Кунеевского К.В., в части, не урегулированной специальными нормами п.5, 6 ст.36 ЗК РФ, регулируется также положениями общего характера, содержащимися в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Так, в соответствии с п.3 ст.8 названного закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Исчерпывающий перечень оснований, по которым поступившее обращение может быть оставлено без рассмотрения и по существу и без направления в компетентный на разрешение поставленных в обращении вопросов государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, указан в ст.11 того же закона.

Поскольку к заявлению Кунеевского К.В. о предоставлении ему земельного участка прилагался кадастровый паспорт последнего (л.д. 21-26), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> было обязано в течение одного месяца со дня поступления заявления, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, принять, в соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ решение о предоставлении Кунеевскому К.В. земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Таких решений принято не было.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлено письмо за № (л.д. 65-68), которое не может рассматриваться как ответ по существу поставленного Кунеевским К.В. вопроса, поскольку, хотя данное письмо и содержит суждения относительно отсутствия у заявителя права на приватизацию земельного участка под объектами незавершенного строительства, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату в данном письме отсутствует. Более того, из содержания письма (л.д. 67-68) косвенно усматривается уклонение Министерства от разрешения заявления Кунеевского К.В. со ссылкой на то, что в настоящее время Министерством рассматриваются ранее поданные заявления от ДД.ММ.ГГГГ № и №, по которым и будет приниматься решение.

Однако п.6 ст.36 ЗК РФ определенным образом установлена форма ответа уполномоченного органа на заявление гражданина (а равно юридического лица) о предоставлении в собственность земельного участка – указанным органом должно быть принято решение о предоставлении этого земельного участка (либо об отказе в предоставлении при отсутствии к тому установленных п.1 ст.36 ЗК РФ оснований, а также при непредоставлении документов, предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ и утвержденным Минэкономразвития РФ перечнем). Соответствующее решение является административным правовым актом органа государственной власти, который может быть оспорен в судебном порядке заинтересованными лицами.

Предусмотренных ст.11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» оснований для оставления обращения без ответа по существу поставленного в нем вопроса в ходе судебного разбирательства не установлено.

Ссылка представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на отсутствие у Министерства полномочий по разрешению поставленного заявителем вопроса в связи с отсутствием у заявителя намерения продолжать строительство на земельном участке не может быть принята судом в качестве оправдания непринятия решения по заявлению Кунеевского К.В., поскольку в силу п.3 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» Министерство, придя к выводу о неподведомственности ему разрешения поставленного вопроса, обязано было не позднее ДД.ММ.ГГГГ направить заявление в компетентный на разрешение поставленного в нем вопроса государственный орган с уведомлением заявителя переадресации его заявления, чего сделано не было. Кроме того, в письме заявителю от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство не ссылалось на отсутствие у него компетенции для разрешения поставленного вопроса и не объясняло заявителю, в какой государственный орган ему надлежит обратиться.

Наличие на рассмотрении в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заявления того же заявителя о предоставлении того же земельного участка в аренду под завершение строительства гостиничного комплекса (л.д. 69-72) не освобождает названный государственный орган от обязанности рассматривать поступившее позднее заявление о предоставлении земельного участка по иному основанию. Существо заявлений Кунеевского К.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исключает возможность одновременного удовлетворения обоих заявлений, но не исключает возможности одновременного их рассмотрения. Кроме того, доказательств принятия каких-либо мер, направленных на установление воли заявителя в отношении продолжения процедуры рассмотрения ранее поданного заявления, в связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ нового заявления суду не представлено.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению Кунеевского К.В. о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп.

Указанное бездействие нарушает права Кунеевского К.В., поскольку продолжает состояние правовой неопределенности в отношении вопроса о наличии или отсутствии у него права на приватизацию земельного участка, препятствует в осуществлении им этого права при его наличии.

Требование заявителя обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить земельный участок в собственность за плату в настоящем деле не может быть удовлетворено, поскольку, признавая незаконным бездействие государственного органа, выразившееся в непринятии решения по обращению заявителя, суд не вправе предрешать, какое решение государственный орган по этому обращению должен вынести. Заявитель не лишен права обжаловать принятое по его обращению решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Для устранения допущенного нарушения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> надлежит принять в вышеуказанный срок решение по заявлению Кунеевского К.В. от ДД.ММ.ГГГГ Содержание данного решения (предоставление земельного участка, отказ в его предоставлении, направление заявления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения по существу обращения) определяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в рамках его компетенции в соответствии с требованиями закона и иных правовых актов. Заявитель при несогласии с принятым решением вправе оспорить его в порядке, предусмотренном ст.254 ГПК РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению Кунеевского Константина Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) в собственность за выкуп.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлению Кунеевского Константина Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Восьмая просека, д. Б/Н, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) в собственность за выкуп.

В соответствии с п.3 ст.264 ГПК РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязано сообщить об исполнении настоящего решения в суд и заявителю не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь