решение о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 24 февраля 2011г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 620/11 по исковому заявлению Ярыгина Сергея Федоровича, Ярыгиной Лидии Ивановны, Ярыгина Дмитрия Сергеевича к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ярыгин С.Ф., Ярыгина Л.И., Ярыгин Д.С. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, указав, что они являются нанимателями квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы в указанной квартире.

Указанный дом находится в муниципальной собственности и является объектом культурного наследия регионального значения на основании приказа министерства культуры и молодежной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар, в результате которого дом был сильно поврежден, что также было зафиксировано Государственной жилищной инспекцией Самарской области.

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Распоряжением заместителя главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление были внесены изменения, касающиеся сроков предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.

Ссылаясь на ст. 57, 87, 89 ЖК РФ истицы просили суд признать за Ярыгиным С.Ф., Ярыгиной Л.И., Ярыгиным Д.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставить Ярыгину С.Ф., Ярыгиной Л.И., Ярыгину Д.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение по установленной норме по договору социального найма.

В судебном заседании истцы и их представитель Ракова С.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Шалыгина Е.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований истцов, указала, что дом подлежит реконструкции, истицам предлагалось жилье маневренного фонда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ярыгин С.Ф. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается единым ордером, копией лицевого счета.

Из справки паспортной службы следует, что в указанной квартире зарегистрированы Ярыгин С.Ф., Ярыгина Л.И., Ярыгин Д.С. (л.д. 8).

Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 17). Восстановление и реконструкцию выполнить как для общественного здания сохранением его как памятника архитектуры.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 20).

Рекомендовано Департаменту управления имуществом городского округа Самара предоставить до конца 2009г. гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма другие благоустроенные помещения по договорам социального найма.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения, рекомендовано Департаменту управления имуществом городского округа Самара за 15 дней до начала реконструкции предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством (л.д. 21).

Судом установлено, что Ярыгин С.Ф. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма л.д. 46).

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 было утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 1 Положения определено, что Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что истцы состоят в списке очередности как нуждающиеся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истцы состоят в очереди на улучшение жилищных условий, жилье истцов в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, подлежит реконструкции, но как нежилое помещение, суд приходит к выводу о том, что требования истцов подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:

а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;

б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;

в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);

г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;

д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.

На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.

Доводы ответчика о том, что ст. 57 ЖК РФ подлежит применению в случае, если помещение не подлежит реконструкции, суд не принимает во внимание. Из заключения межведомственной комиссии и распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции следует, что дом не подлежит реконструкции в качестве жилого помещения, и соответственно проживающим в нем гражданам рекомендовано предоставление иных жилых помещений по договорам социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за Ярыгиным Сергеем Федоровичем, Ярыгиной Лидией Ивановной, Ярыгиным Дмитрием Сергеевичем право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Ярыгину Сергею Федоровичу, Ярыгиной Лидии Ивановне, Ярыгину Дмитрию Сергеевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательном виде 25.02.2011г.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья