о назначении досрочной пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чернышева М.В.,

при секретаре Антоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Данилиной Людмилы Валентиновны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, мотивируя свои требования следующим.

Данилина Л.В. с 07.08.1979 г. и по настоящее время работает на должностях среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья. 01.04.2010 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда в РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 3-ти летнего стажа работы, засчитав 27 лет 07 мес. 06 дн. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- с 01.01.1988 г. по 03.09.1990 г. – работы в должности участковой медицинской сестры в ТМО № 13;

- с 13.04.1993 г. по 28.05.1993 г., с 09.04.2002 г. по 10.05.2002 г. – нахождение на курсах повышения квалификации.

С данным решением Комиссии УПФ РФ истица не согласна, считает, что решение ПФ РФ нарушается ее права, предусмотренные ч.1 ст. 39 Конституции РФ.

Просит признать право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в календарном порядке, указанные выше периоды, обязать УПФ РФ назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.

В судебном заседании истица требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары – по доверенности Сорока С.Ю. – возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования Данилиной Л.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены списки Список профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п. 1 ст. 28Федерального закона «О трудовых пенсиях», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Из материалов дела, а также пояснений истца судом установлено, что Данилина Л.В. обратилась в Пенсионный фонд 01.04.2010 г. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

На основании протокола от 06.05.2010 г. № Комиссия отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего стажа работы, засчитав 27 лет 07 мес. 06 дн. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности участковой медицинской сестры в ТМО № 13; - с 13.04.1993 г. по 28.05.1993 г., с 09.04.2002 г. по 10.05.2002 г. – нахождение на курсах повышения квалификации.

Суд считает, что Пенсионный фонд РФ необоснованно не засчитал в специальный стаж периода работы истицы с 01.01.1988 по 03.09.1990 г. – период работы в должности участковой медицинской сестры ТМО № 13, поскольку «ТМО» не поименовано Списками учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный стаж.

В соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 27 указанного закона в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 30.09.2002 г. № N МЗ-25-27/8791 «О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения» все учреждения, созданные после 08.12.1994, должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявляться требование об их регистрации. Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях. В случаях если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется. В случаях отсутствия отсылки к типовому положению территориальные органы ПФР, принимая решения об отнесении организаций, в которых гражданин имел стаж работы, к числу учреждений, могут исходить из наличия признаков указанной организационно-правовой формы юридического лица: обособленное имущество, находящееся на праве операционного управления учреждения (в собственности учредителя), документы, свидетельствующие о субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам учреждения, печать, самостоятельный баланс или смета, право самостоятельного приема на работу или увольнения с работы.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановления Правительства от 29.10.2002 г. ( в ред. от 26.05.2009 г.) № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что на назначение досрочной пенсии по старости имеют средний медицинский персонал, к которому относится медицинская сестра и медицинская сестра участковая. Кроме того, пунктом 1 Списка предусмотрено наименование лечебного учреждения – больницы всех наименований.

Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 определено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств дела.

Судом установлено, что на основании в связи с проведением эксперимента по внутрисистемному хозрасчету с 01.01.1988 г. лечебные учреждения реорганизованы следующим образом (приказ здравоохранения г. Куйбышева № 394 от 30.12.1987 г.): поликлиника № 1, поликлинические отделения Городской больницы № 6, Городской противотуберкулезный диспансер № 1, женская консультация № 1, СЭС Самарского района, Детская поликлиника № 8 вошли в состав созданного Территориального медицинского объединения № 13. (л.д. 21-40).

Согласно трудовой книжке истцы, а также материалам дела, видно, что приказом № 15 от 06.01.1984 г. Данилина Л.В. принята на должность участковой медицинской сестры Приказом № 23 от 27.08.1990 г. уволена с данной должности по собственному желанию. (л.д.8).

Отсутствие в Списке № 781 наименования лечебного учреждения –ТМО № 13 Самарского района - не может служить основанием для отказа в назначении истице досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья. Судом установлено, что истца за указанные периоды осуществляла свою деятельность как медицинский работник в должности медсестры. Таким образом, в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды работы:

- с 01.01.1988 г. по 03.09.1990 г. – время работы в должности медицинской сестры ТМО № 13 (всего 2 лет 08 месяцев 03 дней).

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно Федеральному закону «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г., для медицинских работников предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Повышение квалификации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. № 186.

Суд считает также незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ засчитать в специальный трудовой стаж периоды - с 13.04.1993 г. по 28.05.1993 г., с 09.04.2002 г. по 10.05.2002 г. – нахождение на курсах повышения квалификации (всего 2 месяца 18 дней), поскольку, как установлено в судебном заседании, в указанный период истица трудовые отношения с работодателем не прерывала, направлялась на курсы повышения квалификации без отрыва от производства, практическая подготовка осуществлялась на рабочем месте. После прохождения повышения квалификации выдавались свидетельства установленного образца. (л.д. 59,60)

Кроме того, повышение квалификации, как установлено выше, является обязательным для медицинских работников, в связи с чем, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж работы.

С учетом изложенного, суд считает требования Данилиной Л.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Данилиной Людмилы Валентиновны – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском и Самарском районах г. Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- с 01.01.1988 г. по 03.09.1990 г. – работы в должности участковой медицинской сестры в ТМО № 13;

- с 13.04.1993 г. по 28.05.1993 г., с 09.04.2002 г. по 10.05.2002 г. – нахождение на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском и Самарском районах г. Самары произвести начисление досрочной трудовой пенсии Надеждиной Л.А. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с даты ее первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 01 апреля 2010 г.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2011 г.

Председательствующий: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья: Секретарь: