Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
19.01.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Гороховик О. В.
при секретаре Ивановой И. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № –№ иску Трихачева А. Н. к администрации г. о. Самары, департаменту управления имуществом г. о. Самары о признании уволенного с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения, о постановке на учет для получения жилой площади,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Трихачеву Александру Николаевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение десяти дней.
Судья Гороховик О. В.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.01.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Гороховик О. В.
при секретаре Ивановой И. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № –№11 по иску Трихачева А. Н. к администрации г. о. Самары, департаменту управления имуществом г. о. Самары о признании уволенного с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения, о постановке на учет для получения жилой площади,
Установил:
Трихачев А. Н. обратился в суд с иском к администрации г. о. Самары, департаменту управления имуществом г. о. Самары о признании уволенного с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения, о постановке на учет для получения жилой площади, указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. В 1990 году он был переведен в Туркестанский военный округ. Летом 1991 года после распада СССР, военнослужащие, направленные в Туркестанский военный округ, не были возвращены на территорию Российской Федерации. В 1998 году после увольнения с военной службы он прибыл в г. Самара и обратился в отдел по распределению жилья с заявлением о постановке на учет на льготную очередь для получения жилья как военнослужащего, уволенного в запас. Его признали нуждающимся в жилье только как ветерана боевых действий в Афганистане и поставили на соответствующий учет. Вместе с тем, ему было отказано в признании нуждающимся в жилье как военнослужащего, уволенного в запас и постановке на льготную очередь со ссылкой на п. 10 Правил учета военнослужащих. Однако, он не принимал присягу на верность Узбекистану. Его перевод в Узбекскую Армию был юридически не оформлен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать Трихачева А. Н. нуждающимся в получении жилья, как военнослужащего, уволенного с военной службы, обязать ответчиков поставить его на очередь для обеспечения жильем, как военнослужащего уволенного с военной службы с выслугой более 20 лет.
В судебном заседании представитель Трихачева А. Н. полностью поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г. о. Самары в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что лица, уволенные с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.) не признаются нуждающимися, Поскольку Трихачев А. Н. был уволен из армии Узбекистана с которым у РФ не имеется договора он не подлежит постановке на очередь как военнослужащий, уволенный в запас.
Представитель администрации г. о. Самары исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Военного комиссариата Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О военнослужащих» оеннослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено, что Трихачев А. Н. 18 мая 1998 года уволен из Вооруженных Сил Республики Узбекистан. Трихачев А. Н. обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в удовлетворении указанной просьбы ему было отказано, поскольку Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках СНГ от 28 марта 1997 года, достигнутое рядом государств, исходя из ранее подписанного Соглашения от 14 февраля 1992 года, с Узбекистаном не подписано.
Указанные обстоятельства подтверждаются послужным списком Трихачева А. Н. (л. №20), выпиской из приказа Министра обороны Республики Узбекистан № от ДД.ММ.ГГГГ №), материалами личного дела Трихачева А. Н. №
После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств в целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4455-1 от 11 февраля 1993 года статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ N 4457-1 от 11 февраля 1993 года был установлен переходный период, который продолжался до 31 декабря 1994 года.
В соответствии со статьей 62 указанного Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жилыми помещениями, только до окончания переходного периода.
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4457-1, Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 19 мая 1993 г. N 4983-1 признаны утратившими силу.
Действующее Российское законодательство не устанавливает общих норм, регламентирующих правовое положение указанной категории граждан Российской Федерации.
14 февраля 1992 года государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, однако оно не содержало норм, регламентирующих вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года предусмотрено, что указанная категория лиц при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.
Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства.
Это Соглашение было подписано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном.
Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 1994 года из других государств - республик бывшего СССР, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть урегулирован только национальным законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в Законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
Трихачев А. Н. может реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, на иных основаниях.
Как установлено судом Трихачев А. Н. состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий как ветеран боевых действий.
Принимая во внимание, что Трихачев А. Н. был уволен из вооруженных сил Республики Узбекистан, с которой у Российской Федерации отсутствует соглашение, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о признании Трихачева А. Н. нуждающимся в получении жилья, как военнослужащего, уволенного с военной службы, обязании поставить его на очередь для обеспечения жильем, как военнослужащего уволенного с военной службы с выслугой более 20 лет. не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что поскольку его выслуга в Вооруженных Силах СССР составляет более 20 лет он имеет право на признание нуждающимся как военнослужащий, уволенный в запас, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная норма содержит общие положения по обеспечению жильем военнослужащих. Конкретные условия и основания признания военнослужащего нуждающимся определены Правилами учета военнослужащих.
Ссылка истца на то, что его переход в Узбекскую армию не был юридически оформлен, несостоятельна и опровергается справкой из личного дела Трихачева А. Н. согласно которой Трихачев А. Н. находился на службе в Узбекской армии на основании Приказа Министра обороны Республики Узбекистан № от ДД.ММ.ГГГГ и проходил службу в 803 Центре УВД Военно-Воздушных Сил Республики Узбекистан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Трихачеву Александру Николаевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.01.11 г.
Судья Гороховик О. В.