о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2011 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес>, ГС К) ОУ школы-интерната № по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства и возложении на Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений <адрес>, Министерство образования и науки самарской области, ГС (К) ОУ школу-интернат № обязанности устранить нарушения посредством проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес>, ГС К) ОУ школы-интерната № по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства и возложении на Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений <адрес>, Министерство образования и науки самарской области, ГС (К) ОУ школу-интернат № обязанности устранить нарушения посредством проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, контролирующими органами, учреждениями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проведенной проверки в школе-интернате № <адрес> г.о. Самара, расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения и об образовании. Данные обстоятельства подтверждаются предписанием Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении по ч. ст. 6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>., представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сведениями, предоставляемыми ежемесячно руководителем образовательного учреждения в адрес прокуратуры <адрес>.

До настоящего времени не устранены следующие нарушения СП № «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»: не оборудован забор высотой 2,0 м; не организованы спальни на 4 человека; не оборудовано аварийное освещение на полу; не оборудована световая и звуковая индикация из спальных комнат в медпункт; не оборудованы умывальники во всех учебных кабинетах.

Выявленные в ГС (К) ОУ школе-интернате № нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства допускаются продолжительное время, состояние санитарной безопасности ГС (К) ОУ школы-интерната № является объектом постоянного контроля органов прокуратуры и Управления Роспотребнадзора, в связи с чем, и учреждение и Министерство образования и науки <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес> неоднократно имели возможность выделить средства на устранение указанных нарушений законодательства, однако до настоящего времени, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены.

Сложившееся положение, по мнению заявителя, создаёт опасные условия для нахождения в данном образовательном учреждении учеников, работников и других лиц.

Кроме того, он считает, что вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Министерство образования и науки <адрес> и Министерство Имущественных отношений <адрес> в нарушение действующего законодательства РФ не организовали выделение средств на выполнение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении. Неисполнение ответчиками обязанностей, возложенных законом, является недопустимым.

Бездействием учреждения, Министерства образования и науки <адрес> и Министерства имущественных отношений <адрес> прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами государственной власти Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Также вышеуказанным бездействием нарушаются права неопределённого круга лиц - жителей г.о. Самара, как несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений, так и других граждан, которые могут находиться в здании школы в силу каких-либо причин.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать бездействие Правительства Самарской области, Министерства образования и науки <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес> и ГС (К) ОУ школы - интерната № по
неприятию мер к устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении незаконным и обязать Правительство Самарской области, Министерство образования и науки <адрес>, Министерство имущественных отношений
<адрес> и ГС (К) ОУ школу-интернат № устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в ГС (К) ОУ школе-интернате № и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: оборудованию забора высотой 2.0 м; организации спальни на 4 человека; оборудованию аварийного освещения на полу; оборудованию световой и звуковой индикации из спальных комнат в медпункт; оборудованию умывальников во всех учебных кабинетах.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании заявленные прокурором требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Статья 51 Федерального закона «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п.41 Типового положения о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

Положениями ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.1.4 Устава образовательного учреждения его учредителями являются Министерство образования и науки <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>. Кроме того, п.п. 6.1, 6.13. 8.15. 8.18. определены права и обязанности учреждения и его учредителей, согласно которым ими должны обеспечиваться безопасные условия для пребывания и образования учащихся.

В соответствии со ст.49 Устава Самарской области полномочия органов государственной власти <адрес> по формированию доходной и расходной части бюджета <адрес> определяется федеральным законодательством и законодательством <адрес>.

Согласно ст.86 Устава Самарской области Правительство Самарской области разрабатывает для представления губернатором <адрес> на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект бюджета <адрес> на очередной финансовый год; обеспечивает исполнение бюджета <адрес> и готовит отчёт об исполнении бюджета <адрес>; управляет и распоряжается собственностью <адрес> в соответствии с законом <адрес>, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление <адрес> в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 1.5, 2.1, 2.2, 2.2.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о министерстве образования и науки <адрес>», на Министерство возлагается решение следующих задач: государственная поддержка обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями; обеспечение конституционных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников, а также прав и законных интересов педагогических работников образовательных учреждений. Ему подведомственны: государственное управление подведомственными Министерству учреждениями; размещение заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений государственных и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности <адрес>.

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями: осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций; финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств; формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов; определение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных Министерству бюджетных учреждений; совместное с министерством имущественных отношений <адрес> учреждение образовательных учреждений и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, осуществление полномочий учредителя в отношении находящихся в его ведении учреждений; установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям, находящимся в ведении Министерства, в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений для образовательных учреждений, находящихся в ведении <адрес>: содействие привлечению в образовательные учреждения целевых средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Положениями ст.56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, контролирующими органами, учреждениями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проведённой проверки в школе-интернате № <адрес> г.о. Самара, расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения и об образовании. Данные обстоятельства подтверждаются предписанием Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении по ч. ст. 6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сведениями, предоставляемыми ежемесячно руководителем образовательного учреждения в адрес прокуратуры <адрес>.

Установлено, что до настоящего времени не устранены следующие нарушения СП № «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»: не оборудован забор высотой 2,0 м; не организованы спальни на 4 человека; не оборудовано аварийное освещение на полу; не оборудована световая и звуковая индикация из спальных комнат в медпункт; не оборудованы умывальники во всех учебных кабинетах.

Доказательств тому, что выявленные нарушения не влияют на безопасность эксплуатации учреждения, а также на учеников и персонал учреждения, не представлено, как не представлено доказательств отсутствия вышеуказанных нарушений.

Судом установлено, что учредителями школы-интерната являются Министерство образования и науки <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>. Финансирование учреждения осуществляется Министерством образования и науки <адрес>. Непосредственное руководство деятельностью осуществляет администрация учреждения. Таким образом, надлежащими заинтересованными лицами по данному делу являются Министерство образования и науки <адрес> и ГС (К) ОУ школа-интернат №.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что вышеуказанными заинтересованными лицами допущено бездействие по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки <адрес>, ГС (К) ОУ школы-интерната № по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

Обязать Министерство образования и науки <адрес> и ГС (К) ОУ школу-интернат № устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- оборудовать забор высотой 2 метра;

- организовать спальни на четыре человека;

- оборудовать аварийное освещение на полу;

- оборудовать световую и звуковую индикацию из спальных комнат в медпункт;

- оборудовать умывальники во всех учебных кабинетах.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2011 года.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья