РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара 16 июня 2011 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Игожевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3076/11 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к МП г. Самары «Коммунальник» о признании действий по взиманию платы с потребителей за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении противоправными, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к МП г. Самары «Коммунальник» о признании действий по взиманию платы с потребителей за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении противоправными, указав, что Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Право на подачу иска в защиту прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Самарской области вытекает из ст.ст. 17,40,46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1. В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Оспариваемые действия МП г. Самара «Коммунальник» касаются неопределенного круга лиц, а именно – любых лиц, осуществляющих или намеревающихся осуществить свое право на жилое помещение в жилом фонде, обслуживаемом МП г. Самары «Коммунальник», и соответственно стать потребителем жилищно - коммунальных услуг. Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным. Целью обращения в суд с исковым заявлением, является не удовлетворение каких-либо конкретных материальных требований, а признание незаконными действий, нарушающих права и законные интересы потребителей. Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий противоправными. Основанием иска в защиту прав неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», который разъяснил порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел в защиту неопределенного круга потребителей, данная категория дел относится к компетенции судов общей юрисдикции. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области было проведено административное расследование на основании обращения потребителей по вопросу взимания платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в отношении управляющей компании МП г. Самары «Коммунальник». Проверкой установлено, что общая стоимость услуги за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения составила 251,60 руб. Факт оплаты за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения подтвержден чеком-ордером от 08.11.2010г. Управление Роспотребнадзора по Самарской области считает вышеуказанные действия МП г. Самары «Коммунальник» противоправными по следующим основаниям: согласно п. 15 Постановления Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов» «Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета осуществляется по инициативе собственника жилого помещения многоквартирного дома, собственника жилого дома за счет средств указанных лиц». В п. 19 вышеуказанного постановления установлен перечень товаров, работ и материалов для установки прибора учета, которые оплачивает потребитель, а именно: «Потребитель самостоятельно приобретает прибор учета, соответствующий параметрам, указанным в технических условиях и расходные материалы, либо оплачивает их стоимость вместе с оплатой работ по монтажу прибора учета в соответствии с условиями договора со специализированной организацией на установку приборов учета». Обязанность по оплате за технические условия на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении на собственника данным постановлением не возложена. Однако на исполнителя (МП г. Самары «Коммунальник») согласно п. 18 вышеуказанного постановления возложена обязанность выдать технические условия на установку и ввод в эксплуатацию приборов учета. Кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указано лишь на необходимость потребителя обеспечить сохранность пломб, запрет самовольно нарушать их и право исполнителя осуществлять проверку их целостности и использовать индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений (п. 52 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»). Каких либо обязанностей по оплате за технические условия на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении на собственника данным постановлением не возложена. Ссылаясь на указанные основания, истец просил суд с учетом уточнений признать действия МП г. Самары «Коммунальник», выразившиеся во взимании платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении, противоправными в период действия Постановления Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов» до марта 2011г. и обязать МП г. Самары «Коммунальник» через средства массовой информации довести до сведения потребителей вступившее в законную силу решение суда. В судебном заседании представители истца Крючков А.Б., Мустафин Р.Р., действующие на основании доверенностей, поддержали требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Полуян Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения иска. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти. Управление Роспотребнадзора по Самарской области является территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. На основании ч. 1 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведено административное расследование на основании обращения потребителей по вопросу взимания платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в отношении управляющей компании МП г. Самары «Коммунальник». Проверкой установлено, что общая стоимость услуги за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения составила 251,60 руб. Факт оплаты за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения подтвержден чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ Суду также представлена калькуляция затрат на выдачу технических условий на установку счетчика и справка о том, что плата за выдачу технических условий не взимается с марта 2011г. Согласно п. 15 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов", установка индивидуальных (квартирных) приборов учета осуществляется по инициативе собственника жилого помещения многоквартирного дома, собственника жилого дома за счет средств указанных лиц. В соответствии с п. 19 названного Постановления потребитель самостоятельно приобретает прибор учета, соответствующий параметрам, указанным в технических условиях и расходные материалы, либо оплачивает их стоимость вместе с оплатой работ по монтажу прибора учета в соответствии с условиями договора со специализированной организацией на установку приборов учета. Таким образом, обязанность по оплате за технические условия на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении на собственника (потребителя) этим Постановлением не была возложена. Пунктом 18 указанного Постановления на исполнителя была возложена обязанность выдать технические условия на установку и ввод в эксплуатацию приборов учета, содействуя установке индивидуального прибора учета путем своевременного и в согласованное время отключения и включения внутридомовых инженерных систем, обеспечивая в согласованное с Потребителем время выявление технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета, в том числе проверку технического состояния трубопроводов и обеспечивая составление совместно с Потребителем схемы отопления, холодного и горячего водоснабжения жилого помещения с указанием места установки прибора учета. В пункте 52 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указано на необходимость потребителя обеспечить сохранность пломб, на запрет самовольно нарушать их и на право исполнителя осуществлять проверку их целостности и использовать индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений. Иных обязанностей законодательством на потребителя не возложено. Каких-либо обязанностей по оплате технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении на собственника данным постановлением не возложена. При указанных обстоятельствах, требования истица являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МП г. Самары «Коммунальник», выразившиеся во взимании платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении, противоправными в период действия Постановления Администрации г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных ресурсов» до марта 2011г. Обязать МП г. Самары «Коммунальник» довести до сведения потребителей настоящее решение суда, путем размещения его на сайте МП г. Самары «Коммунальник» в сети интернет. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней. Решение принято в окончательном виде 17.06.2011г. Судья Е.А. Борисова