о прекращении сброса сточных вод



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Андреевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 507/11 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Волжская ТГК» о прекращении сброса сточных вод категории « неочищенные» в поверхностный водный объект – реку Волга,

У С Т А Н О В И Л :

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Волжская ТГК» требований федерального водного законодательства при пользовании поверхностным водным объектом для сброса сточных вод.

Установлено, что ОАО «Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС осуществляет отвод сточных вод в реку Волга по адресу: <адрес>

В указанной деятельности ОАО «Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС допускаются нарушения действующего водного законодательства, что

подтверждается следующим.

В силу части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня

2006 г. № 74-ФЗ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.Проверкой установлено, что ОАО «Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС до настоящего времени не обеспечена надлежащая очистка сточных вод загрязняющих веществ до безопасных для окружающей среды показателей, данный факт подтверждается справкой 2-тп водхоз за 2009 г.. согласно которой ОАО Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС было отведено 14.4 тыс, м. куб. неочищенных сточных вод в реку Волга по адресу: <адрес> До настоящего времени действенных мер по прекращению сброса в поверхностные водные объекты недостаточно очищенных сточных вод предприятием не принято.

Сброс ОАО «Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект является нарушением требований федерального природоохранного законодательства, а именно ст. 39 ФЗ от 10 января 2000 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 3, ст. ст. 35, 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от ЗОмарта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв.. главным государственным санитарным врачом РФ 14 июня 2000 г.).

Вопреки вышеперечисленным требованиям природоохранного и санитарного законодательства, ОАО «Волжская ГГК», филиал Самарская ГРЭС не обеспечено соблюдение установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических веществ окружающую среду - то есть нормативов, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для посту пления в окружающую среду ог стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (статья 1 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Действиями ОАО «Волжская ТГК», филиал Самарская ГРЭС, осуществляющего сброс неочищенных сточных вод в р. Волга, нарушаются права Российской Федерации как собственника данного водного объекта, а также права неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации, постоянно или временно находящихся в месте сброса недостаточно очищенных сточных вод на основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации. Негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведёт к затруднениям в его использовании в питьевых и хозяйственно-бытовых целях (согласно пункту 5 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации данные цели являются приоритетными), а равно и в целях рыбохозяйственных (статья 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ).

Первоначально истцом были заявлены требования о прекращении сброса сточных вод в р. Волга. Ответчик возражал против данного иска по тем основаниям, что прекращение сброса неочищенной воды приведет к остановке предприятия, т.е. к прекращению подачи горячей воды и отопления населению и хозяйствующим субъектам.

Прокурором были изменены исковые требования – он просит обязать ОАО «Волжская ТГК» прекратить отведение в р. Волга сточных вод, не очищенных и не обезвреженных в соответствии с нормативами качества, утвержденными в п. 10 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного отделом водных ресурсов Нижнее-Волжского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, путем строительства очистных сооружений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель прокурора уточнил измененные исковые требования – просит возложить вышеуказанную обязанность на ответчика путем реконструкции оборудования для химической очистки сточных вод. Свои требования представитель прокуратуры обосновал тем, что ответчиком не исполняются требования по очистке сточных вод, содержащиеся в Решении о предоставлении водного объекта в пользование – превышены нормативы по содержанию вредных веществ в сбрасываемых водах, а именно – сульфатов, хлоридов, железа, а также незначительно – сульфидов, меди и цинка. Действия ответчика нарушают интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представители ответчика иск не признали. Возражения против заявленных требований обосновали тем, что способ защиты права – требование о прекращении сброса сточных вод – не основан на законе. По существу заявленных требований представитель ответчика пояснил, что использование водного объекта осуществляется ОАО «Волжская ТГК» на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование. В декабре 2010 года разработан проект модернизации ХВО Самарской ГРЭС, в котором предусматривается полное прекращение сброса регенерационных стоков в р. Волга – они будут направлены в систему канализационной сети предприятия, т.е. на очистные сооружения. Указанные мероприятия планируется осуществить в срок до 2015 года. В целях снижения содержания вредных веществ в сточных водах предприятием – Самарской ГРЭС – проводятся мероприятия, направленные на очистку сбрасываемой воды и на улучшение экологической обстановки в <данные изъяты>. Представители также пояснили, что прекращение сброса сточных вод повлечет прекращение подачи тепловой и электрической энергии, т.к. это равносильно прекращению деятельности предприятия. В качестве временных мер по обезвреживанию сточных вод предпринимается замена ионообменного материала в фильтрах; остаток после очистки воды направляется не в стоки, а в подпитку теплосети; произведен ремонт оборудования комплекса подготовки добавочной воды для нужд станции и потребителей тепловой энергии; снижен объем сбрасываемых вод категории «неочищенные», в результате чего количество загрязнений сократилось на 19 %.

Третьи лица – Управление Росприроднадзора по Самарской области и Средневолжское теруправление Росрыболовства в судебное заседание своих представителей не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие, но в своих отзывах на иск поддержали требования прокурора.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

По настоящему делу Самарским природоохранным прокурором выявлены нарушения федерального законодательства, нарушающие интересы Российской Федерации и посягающие на права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно:

сброс ОАО «Волжская ТГК» неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект является нарушением требований ст. 39 ФЗ от 10 января 2000 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 3, ст. ст. 35, 44. 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 14 июня 2000 г.).

Решением Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Волжская ТГК» предоставлен в пользование водный объект – р. Волга. Целью использования объекта является сброс сточных и дренажных вод. При этом Решением определены условия, при которых ответчиком может использоваться водный объект. К этим условиям, в частности, относится обязанность не нарушать прав других водопользователей и не причинять вреда окружающей среде; осуществлять сброс сточных вод в объемах, предусмотренных решением, а также не допускать превышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных и дренажных водах. В Решении приведены максимально допустимые показатели содержания вредных веществ в сточных водах.

Согласно ежемесячным отчетам ГРЭС по содержанию вредных веществ в сбрасываемых водах – показатели отклоняются от норм. Ответчик утверждает, что содержание вредных примесей в сбрасываемых водах значительно ниже фоновых значений в реке, т.е. сбрасываемая вода чище, чем в реке.

Однако, как видно по результатам последней проведенной прокуратурой проверки, в сточных водах содержится повышенное, по сравнению с установленными Решением нормами, количество вредных веществ – это сульфида, хлориды, железо.

Таким образом, ответчиком продолжает нарушаться природоохранное законодательство, а именно: п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, который устанавливает приоритет охраны водных объектов перед их использованием, и устанавливает, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Из представленных сведений об объемах использования воды и о качестве сточных вод усматривается, что забор воды производится ГРЭС в значительных количествах из р. Волги и сброс отработанных вод производится также в значительных количествах, в результате чего концентрация вредных веществ в воде превышает максимально допустимые значения.

Статья 44 Водного кодекса РФ предусматривает возможность приостановления или запрещения сброса сточных или дренажных вод по основаниям, установленным федеральным законодательством, что опровергает довод ответчика о невозможности предъявлять такого рода иск для защиты права. Кроме того, ст. 12 ГК РФ предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как способ защиты права.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По данному делу имеются документы, подтверждающие наличие проекта модернизации оборудования, предназначенного для химической очистки сточных вод и последующего сброса их в очистные сооружения. Проект рассчитан на период до 2015 года, в связи с чем суд считает обоснованным требование прокурора до конца 2014 года осуществить мероприятия, направленные на соблюдение федерального законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить – обязать ОАО «Волжская ТГК» прекратить отведение в р. Волга по адресу: <адрес> сточных вод, не очищенных и не обезвреженных соответствии с нормативами качества, утвержденными п. 10 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного отделом водных ресурсов Нижнее-Волжского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, путем реконструкции оборудования для химической очистки сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2011 года.

Судья О.В.Двоеглазова