Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Хаустовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1761/11 по иску прокурора Советского района г. Самары в интересах Шараповой Натальи Владимировны к Главе городского округа Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г. Самары о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Шараповой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что она является лицом, оставшемся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В период с 2005 г. по 2007 год она воспитывалась в приемной семье. На основании ее заявления она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по договору социального найма в г. Самаре. В данном списке, сформированном отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара, Шарапова Н.В. числится под номером №. Ссылаясь на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, прокурор указывает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, а при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования в соответствии с письменным заявлением таким лицам предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Прокурор просит обязать ответчиков произвести такую социальную выплату Шараповой для приобретения ею жилого помещения. В судебном заседании прокурор поддержал свой иск и пояснил вышеизложенное. Истица Шарапова Н.В. поддержала иск и пояснила, что она не имеет закрепленного жилья, после достижения совершеннолетия проживает на съемной квартире. Просит предоставить социальную выплату на приобретение жилья. Представители Главы г.о. Самара, Администрации г. Самары, Департамента управления имуществом г. Самары иск не признали. Представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самары пояснил, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах средств, выделенных из бюджета на эти цели. Бюджетом города финансовые средства на эти цели не предусмотрены, а из бюджета Самарской области средства выделяются в недостаточном количестве, что не позволяет предоставить социальные выплаты всем детям-сиротам, в том числе и Шараповой. Представитель ДУИ иск не признал и пояснил, что Шарапова состоит на очереди под номером №. Департамент ведет учет детей-сирот и лиц, оставшийся без попечения родителей, но не имеет средств на обеспечение этих лиц жилыми помещениями. На 2011 год средства выделены в размере 51000000 руб. За счет этих средств обеспечен жильем 31 человек. Для приобретения жилья Шараповой денежных средств не имеется. Полагает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению: Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказаний в виде лишения свободы. Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Из ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот. В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7.07.2005г. № 152 - ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Согласно положений постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77 - ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области « Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период». Из материалов дела следует, что Шарапова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей и до совершеннолетия, находилась в приемной семье. В 2007 г. договор о передаче в приемную семью расторгли в связи с переездом приемного родителя на новое место жительства. На основании заявления Шараповой от 26.10.07 г. она была включена в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара. Шарапова обучается в <данные изъяты>, находится на государственном обеспечении, проживает на съемной квартире. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 29.01.2010г. был утвержден список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о. Самара на 2010г. В данном списке Шарапова Н.В. значится под номером №, к моменту рассмотрения дела ее очередь - №. Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Шараповой Н.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ему не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании. Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Шарапова Н.В. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора. Доводы представителя администрации г.о. Самара и главы г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит. Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям. Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115 - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области. В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009г.) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно – распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава, Администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Советского района гор. Самары в интересах Шараповой Натальи Владимировны к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить. Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Шараповой Наталье Владимировне социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней. Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2011 года. Судья О.В.Двоеглазова