РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Макарова Антона Валерьевича и Макаровой Танзилы Игоревны об оспаривании бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Макарова Антона Валерьевича и Макаровой Танзилы Игоревны о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Макарова Антона Валерьевича и Макаровой Танзилы Игоревны об оспаривании бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, установил: Макаров А.В. и Макарова Т.И. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>. В обоснование заявления указывают, что с 2009 года являются участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Департамент управления имуществом городского округа Самара им постоянно сообщал, что, как только поступит финансирование, они получат социальную выплату в порядке очереди. ДД.ММ.ГГГГ они получили письмо от Департамента управления имуществом городского округа Самара, где указано, что Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы действовала до 2010 года включительно, предоставление социальных выплат на приобретение жилья в рамках ее реализации в последующие годы действующим законодательством не предусмотрено. Полагают, что бездействие органов местного самоуправления является незаконным и нарушает их права и свободы, так как они не смогут получить социальную выплату по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Департамент управления имуществом городского округа Самара, а также Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> обязаны были осуществить социальную выплату до 2010 года включительно, но не сделали этого. Просят признать бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, а также Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, выразившееся в неисполнении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год, незаконным, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, а также Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав и свобод, и произвести социальную выплату, которую предусматривала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В судебном заседании заявители поддержали заявленные требования. Пояснили также, что рассчитывали на получение социальной выплаты, брали ипотечный кредит, исходя из того, что рано или поздно её получат. Усматривают бездействие со стороны Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> также и в том, что министерство не возражало против сокращения федеральным органом государственной власти списка лиц, претендующих на получение выплаты. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Шалыгина Е.В. заявленное требование не признала. Пояснила, что в обязанности департамента в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» входил прием заявок на участие в подпрограмме, проверка соответствия заявителей критериям участия, принятие решения о включении в число участников подпрограммы, формирование списка участников подпрограммы на очередной финансовый год. Заявители были включены в список участников в порядке очередности. Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Гордийчук Д.В. заявленное требование не признал. Пояснил, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» министерство осуществляло сбор заявок от муниципальных образований <адрес>, составляло сводный список участников подпрограммы, направляло в Министерство регионального развития РФ заявку <адрес> на участие в указанной подпрограмме с представлением этого списка. После получения от Министерства регионального развития РФ решения об объемах финансирования социальных выплат на приобретение жилья в очередном финансовом году, составляло список претендентов - семей, которые должны получить социальную выплату в соответствии с утвержденным объемом финансирования. Список претендентов в рамках каждого муниципального образования формировался в порядке очередности, в зависимости от даты включения в список участников подпрограммы. Количество претендентов на муниципальное образование определялось, исходя из заявленной этим муниципальным образовании готовности участвовать в софинансировании выплаты. Участники программы, не получившие выплаты в текущем году, переходили в список на следующий год. Заявители включены в список участников от г.о. Самара под номером 582. В список претендентов на социальную выплату в 2010 г. от Самары попало 20 семей. Общее число участников подпрограммы по <адрес> в 2010 г. превышало 14 тысяч семей. Заинтересованные лица – Глава г.о. Самара и Администрация г.о. Самара – представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены (л.д. 117, 118). Изучив материалы дела, заслушав заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, если считает, что этим бездействием нарушены его права и свободы. Заявители являлись участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой предусматривалось осуществление социальной выплаты на приобретение жилья молодыми семьями. Поскольку заявители полагают, что бездействие органа государственной власти и органа местного самоуправления стало причиной неполучения ими указанной выплаты, заявление об оспаривании бездействия подлежит рассмотрению в порядке ст.254 ГПК РФ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., в рамках которой имелась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Подпрограмма предусматривала оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения у любых лиц или строительство индивидуального жилого дома. Расчет размера социальной выплаты производился исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 м2 общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, ноне свыше средней рыночной стоимости жилья по субъекту РФ. Условиями подпрограммы предусмотрено, что организация учета молодых семей, участвующих в подпрограмме, возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления дл 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. В г.о. Самара работа по приему заявлений кандидатов на участие в подпрограмме, проверка их соответствия заявленным критериям, формирование списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара, утверждение вышеуказанного списка является прерогативой Главы г.о. Самара. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы (Министерству регионального развития РФ) в установленные им сроки. После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставленных из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии, и выписки из утвержденного списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В <адрес> органом исполнительной власти, осуществляющим предусмотренные подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» функции является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>. Судом установлено, что заявители обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара для включения в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124), представили требуемые документы (л.д. 125-127, 129-160). Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № семья заявителей признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., о чем заявители были уведомлены Департаментом управления имуществом г.о. Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 123). Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № семья заявителей была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., о чем заявители были уведомлены Департаментом управления имуществом г.о. Самара письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 122). Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, был утвержден список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г. (л.д. 119), семья заявителей включена в утвержденный список за №, в соответствии с очередностью. Утвержденный список был передан Департаментом управления имуществом г.о. Самары Министерству экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, что подтверждено представителем министерства. Таким образом, представленные суду документы свидетельствуют о надлежащем исполнении Департаментом управления имуществом г.о. Самары своих обязанностей в отношении заявителей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., в связи с чем утверждение заявителей о допущенном органом местного самоуправления бездействии не находит подтверждения. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Министерство регионального развития РФ установило срок до ДД.ММ.ГГГГ для заключения соглашения о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. (л.д. 21). Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> был подготовлен сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., включающий в себя 14365 семей, в том числе из городского округа Самара 738 семей. С учетом семей, включенных в списки участников подпрограммы в предшествующие годы, но не получивших выплату, семья заявителей числилась в сводном списке за №. ДД.ММ.ГГГГ сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., заявка на выделение в 2010 г. средств из федерального бюджета на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы и выписки из регионального и муниципального бюджетов об объеме средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, были направлены <адрес> министру регионального развития РФ (л.д. 19). Согласно заявке (л.д. 20), <адрес> просило выделить из федерального бюджета средства на указанные цели в размере 191296500 рублей. В бюджете <адрес> и местных бюджетах на реализацию подпрограммы планировалось выделить 153369400 рублей, что составляло 18% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, включенных в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г. Из заявленных средств бюджету <адрес> Министерством регионального развития РФ распределены средства федерального бюджета в размере 43,3 миллиона рублей, что в 4,4 раза меньше суммы, заявленной <адрес>ю. Судом установлено, что министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> было осуществлено распределение бюджетных средств в виде субсидий между муниципальными образованиями, в соответствии с методикой, утвержденной <адрес> «О жилище», пропорционально представленным заявкам и объемам средств, предусмотренных в местных бюджетах. Доля средств бюджета г.о. Самара в общем объеме средств местных бюджетов муниципальных образований в 2010 г. составила около 17%. Из имеющегося объема бюджетных срдтсв г.о. Самара было выделено 12863760 рублей, что несколько превышает 17%. Указанный объем обеспечивал включение в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. 20 семей из г.о. Самара. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ <адрес> направило министру регионального развития РФ соглашение о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., утвержденный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 г. и иные документы, необходимые для реализации мероприятий подпрограммы (л.д. 30-33). После согласования Министерством регионального развития РФ выписки из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 г. утвержденного <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ направлены Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> главам муниципальных образований (л.д. 161), в том числе в г.о. Самара направлена выписка на 20 молодых семей (л.д. 162-163). Таким образом, представленные документы позволяют сделать вывод об исполнении Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> всех установленных обязанностей по реализации в 2010 г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 <адрес> были получены от муниципальных образований списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., составлен и представлен на утверждение <адрес> сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., подготовлены необходимые документы для получения <адрес>ю в 2010 г. средств федерального бюджета для финансирования мероприятий подпрограммы, на основе утвержденного финансирования подготовлен и представлен на утверждение <адрес> список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 г., подготовлены и направлены муниципальным образованиям выписки из данного списка в части, относящейся к соответствующим муниципальным образованиям. Таким образом, утверждения заявителей о допущенном Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> бездействии при реализации в 2010 г. мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Доводы заявителей о том, что бездействие министерства выразилось в том, что последнее не возражало против выделения средств федерального бюджета в размере меньшем, чем необходимо для осуществления социальной выплаты всем участникам полпрограммы, изъявившим желание её получить, не могут быть приняты судом. У Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> не имеется полномочий по распоряжению средствами федерального бюджета, условия подпрограммы не предусматривают возможности оспаривания решений государственного заказчика подпрограммы о выделении средств федерального бюджета на реализацию её мероприятий. Несогласие заявителей с невключением их в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 г. не свидетельствует о допущенном Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> бездействии. Мнение заявителей о том, что включение в число участников подпрограммы гарантирует им получение социальной выплаты, является ошибочным. Заблуждение заявителей относительно данного обстоятельства не имеет значения для разрешения настоящего дела. Несогласие заявителей с тем, что федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 г. не предусматривает возможности осуществления социальной выплаты семьям, приобретшим жилье за счет кредитных средств, не свидетельствует о допущенном Департаментом управления имуществом г.о. Самара либо Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> бездействии. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Макарова Антона Валерьевича и Макаровой Танзилы Игоревны о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь