об оспаривании решения Администрации



РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кузнецовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гладковой Ольги Владимировны об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Гладковой О.В. о признании незаконным постановления Администрации г.о. Самара от 10.03.2011 г. №133 в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Кузьминова В.Н. и Гладковой О.В. отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кузнецовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гладковой Ольги Владимировны об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

установил:

Гладкова О.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Администрации г.о. Самара. В заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ её отец, ФИО1, инвалид Великой Отечественной войны I группы был поставлен на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения с семьей из 2 человек – он и заявительница. Подходящее жилье подобрано не было. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, не получив социальной выплаты, которую Департамент управления имуществом готов был предоставить, о чем неоднократно извещал. ДД.ММ.ГГГГ ей было направлено извещение о том, что на основании постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи со смертью. Копия постановления получена ею ДД.ММ.ГГГГ Основанием, дающим право на получение жилого помещения, было отсутствие жилья и наличие у ФИО1 статуса участника Великой Отечественной войны и инвалида Великой Отечественной войны I группы вследствие ранений, полученных при участии в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Это основание не утрачено до конца его жизни. Полагает, что в соответствии с п.5.4 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ст.1 <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан на территории <адрес>» возникло право на наследование социальной выплаты. Оснований для снятия с учёта ФИО1 и ФИО2 не было. Пункт 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в данном случае применён неправильно. Этот пункт должен применяться в случае обеспечения жильём или предоставления социальной выплаты, что и было сделано Администрацией городского округа Самара в отношении других участников Великой отечественной войны. Просит признать постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части снятия с учёта ФИО1 и ФИО2 по п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, обязать Администрацию г.о. Самара устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании заявительница поддержала свои требования. Пояснила, что её отец с 2008 г. стоял на учете как нуждающийся в жилом помещении. По поручению <адрес> фонд жилья и ипотеки занимался подбором для него жилого помещения. Она уверена, что деньги из федерального бюджета на социальную выплату для приобретения жилья её отцу были получены Администрацией г.о. Самара. ФИО1 только в марте 2010 г. разъяснили, что для получения выплаты необходимо заявление с нотариально удостоверенной подписью. Оформить такое заявление для них не просто, т.к. отец был инвалидом I группы по психиатрическому заболеванию. Вопрос о снятии ФИО1 с учета после его смерти был разрешен Администрацией г.о. Самара формально, не было выяснено, почему при жизни ему не предоставили социальную выплату.

Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Жданович А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Гладковой О.В. по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 101-104).

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Пюльзю А.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, представила материалы учетного дела в отношении ФИО1 (л.д. 106-138).

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что эти решением нарушены его права и свободы.

Пунктом 3 постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда по различным основаниям граждане, согласно приложении к постановлению. В числе этих граждан указан () ФИО1, участник Великой Отечественной войны, состав семьи 2 человека, в том числе дочь – Гладкова Ольга Владимировна, на основании пп.2 п.1 ст.56 ЖК РФ как в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения (в связи со смертью). Поскольку в случае предоставления ФИО1 жилого помещения у заявительницы, как члена его семьи, также возникло бы право пользования этим жилым помещением, решение о снятии ФИО1 с указанного учета затрагивает права заявительницы и может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.

В соответствии с п.3 ст.3 <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований <адрес>. Таким образом, решение о снятии гражданина, относящегося к категориям граждан, перечисленных в п.2 ст.2 вышеназванного закона, с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, относится к компетенции Администрации г.о. Самара.

Из материалов дела усматривается, что отец заявительницы, ФИО1 являлся участником Великой Отечественной войны (л.д. 126). В силу пп. «б» п.2.1 ст.2 <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», на участников Великой Отечественной войны распространяется действие названного закона.

Согласно п.1 ст. 2 того же закона, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес> из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес> из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, на которых распространяется действие закона, осуществляется местными администрациями муниципальных образований <адрес> в порядке, устанавливаемом <адрес> в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации. Граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и порядок предоставления им социальных выплат устанавливается <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. В соответствии с указанным Порядком, постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане для постановки на учет подают в жилищную комиссию органа местного самоуправления заявление установленной формы. Заявление регистрируется в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищная комиссия в течение 30 дней со дня поступления заявления и документов, указанных в п.3.1 Порядка, рассматривает это заявление и принимает решение о постановке на учет гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, или отказывает ему в просьбе. Жилищная комиссия в недельный срок со дня принятия решения извещает гражданина в письменной форме о принятом решении и при отказе в постановке на учет указывает мотивы отказа. Список граждан, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (очередников), утверждается уполномоченным органом местного самоуправления. На каждого очередника заводится учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно п.3.11 вышеназванного Порядка, очередник снимается с учета в случае:

подачи личного заявления в письменной форме по месту учета;

изменения жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате которых отпали основания для постановки его на учет;

выезда в другую местность на постоянное место жительства со сменой регистрации;

получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или <адрес>, жилого помещения, социальной выплаты или иного вида государственной помощи на строительство или приобретение жилого помещения;

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на соответствующий учет;

смерти либо объявления гражданина умершим решением суда, вступившим в законную силу.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию г.о. Самара с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (л.д. 107), указав в заявлении в качестве членов своей семьи дочь ФИО2 и внучку ФИО6 Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда и принят на соответствующий учет как инвалид Великой Отечественной войны (л.д. 127).

Из материалов учетного дела ФИО1 следует, что в течение 2008-2010 г. жилое помещение ему предоставлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончался.

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент управления имуществом г.о. Самара по его запросу поступило письмо Управления записи актов гражданского состояния <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 135), о наличии записи акта о смерти ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отдела ЗАГС <адрес> г.о. Самара.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара в Комиссию по жилищным вопросам Администрации г.о. Самара направлены документы о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», в связи со смертью (л.д. 136). Вопрос о снятии с учета был рассмотрен на заседании названной Комиссии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137). Постановлением Администрации г.о. Самара ФИО1 был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

В соответствии с п.2 ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью.

Таким образом, ФИО1 был обоснованно снят с учета качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», поскольку не мог являться участником каких бы то ни было правоотношений, в том числе по предоставлению жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилья.

Доводы заявительницы об отсутствии в ЖК РФ такого основания для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как смерть лица, несостоятельны. Смерть лица прекращает его участие в правовых отношениях, в том числе прекращается его субъективное право на получение жилого помещения по договору социального найма, что в силу пп.2 п.1 ст.56 ЖК РФ служит основанием для снятия с учета. Согласно п.3.11 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , смерть гражданина является основанием для снятия его с учета.

Утверждения заявительницы о том, что при снятии ФИО1 с учета орган местного самоуправления обязан был определить, в связи с чем ему при жизни не было предоставление жилое помещение или социальная выплата, не основаны на законе. Прекращение правоспособности лица являлось безусловным основанием для снятия его с учета.

Что касается самой заявительницы, то в учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие её право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>». В судебное заседание заявительницей также не представлено документов, подтверждающих распространение на неё положений названного Закона.

С учетом изложенного, оспариваемое заявительницей решение принято органом местного самоуправления законно, обоснованно и в пределах компетенции этого органа, что исключает удовлетворение требований заявительницы.

Объяснения заявительницы в судебном заседании о непринятии обязанными лицами должных мер к предоставлению ФИО1 при его жизни жилого помещения не оцениваются судом, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявительница не имеют отношения к предмету судебного разбирательства, каковым является проверка законности решения о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Гладковой О.В. о признании незаконным постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и ФИО2 отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь