признание незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

14.06.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Гороховик О. В.

при секретаре Ивановой И. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора гор. Самары о приведении в соответствие с действующим законодательством Постановления Председателя Думы г. о. Самары от 25.01.11 г. № 01/2 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, при назначении на которые граждане и замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»,

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора г. о. Самары отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Судья О. В. Гороховик

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14.06.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Гороховик О. В.

при секретаре Ивановой И. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора гор. Самары о приведении в соответствие с действующим законодательством Постановления Председателя Думы г. о. Самары от 25.01.11 г. № 01/2 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, при назначении на которые граждане и замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор гор. Самары обратился в суд с заявлением о приведении в соответствие с действующим законодательством Постановления Председателя Думы г. о. Самары от 25.01.11 г. № 01/2 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, при назначении на которые граждане и замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», указав, что Указом президента РФ от 01.07.10 г. № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Согласно указанного Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке названных положений. Установление в нормативном правовом акте органа местного самоуправления для граждан, замещающих должности муниципальной службы, ограничений в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, является выборочным изменением объема прав бывших муниципальных служащих, то есть коррупцииогенным фактором.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать незаконным бездействие Председателя Думы г. о. Самары по приведению в соответствие с действующим законодательством Постановления Председателя Думы г. о. Самары от 25.01.11 г. № 01/2, обязать Председателя Думы г. о. Самары привести в соответствие с действующим законодательством Постановление от 25.01.11 г. № 01/2 «об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара, при назначении на которые граждане и замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» путем принятия Постановления о внесении дополнений в подпункт «а» пункта 2.1 указанного Постановления, а именно после слов «некоммерческих организациях» дополнить словами: «либо выполнять работы на условиях гражданско- правового договора в коммерческой или некоммерческой организации».

В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Думы г. о. Самары заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 п. 1 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 12 ч. 1 ФЗ от 25.12.08 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного или муниципального управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что указанные граждане в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. При этом, часть 3 данной статьи указывает на то, что несоблюдение такими гражданами указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанными гражданами.

Частью 4 данной статьи также установлено, что работодатель при заключении трудового договора с указанными гражданами в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту службы.

Постановлением Председателя Думы г. о. Самары от 25.01.11 г. № 01/2 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Думе городского округа Самара. При назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Подпунктом «а» п. 2.1 Постановления установлено, что гражданин, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции по управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия Комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в Думе городского округа Самара.

Указанное Постановление Председателя было принято в соответствии с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции», который не устанавливает какие-либо иные ограничения для государственных и муниципальных служащих, кроме как ограничения при заключении трудового договора.

Кроме того, в части 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» речь идет именно о замещении должности в коммерческих и некоммерческих организациях, а не о выполнении каких-либо разовых работ или оказания разовых услуг по гражданско-правовому договору, т.е. федеральное законодательство не предусматривает указанного в Указе Президента РФ от 01.07.2010г. № 821 дополнительного ограничения.

Пункт 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010г. № 821 носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления по руководству утвержденными нормами при разработке своих положений, и не носит силу закона.

Федеральный закон обладает наивысшей юридической силой по сравнению с иными подзаконными нормативными правовыми актами федерального значения.

Поскольку федеральным законом не установлены ограничения для бывших муниципальных служащих при заключении гражданско- правовых договоров, оснований для признания указанного нормативного акта недействующим и противоречащим закону не имеется.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Постановление Председателя Думы г. о. Самары не противоречит федеральному закону, в связи с чем, требования заявителя суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Доводы прокурора г. Самара о том, что установление в нормативном правовом акте органа местного самоуправления для граждан, замещавших должности муниципальной службы, ограничений в меньшем размере, чем это предусмотрено федеральным законодательством, является выборочным изменением объема прав бывших муниципальных служащих, то есть коррупциогенным фактором, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое постановление Председателя думы г. о. Самары принято в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» и не содержит ограничений в меньшем размере, чем предусмотренного указанным ФЗ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора г. о. Самары отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья О. В. Гороховик