о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Чернышева М.В.,

при секретаре Антоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2431/11 по иску Прокурора Советского района г. Самары в интересах Плотниковой Светланы Викторовны к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Светского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Плотниковой С.В. (до брака Горячкина С.В.) к Главе г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, мотивировав свои требования следующим.

Плотникова С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. Самаре, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение Плотниковой С.В. не предоставлено, прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Плотниковой С.В. единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании прокурор требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Представитель Администрации г.о. Самара — по доверенности М. - возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что полномочия по предоставлению социальных выплат наделен Глава г.о. Самара.

Представитель Главы г.о. Самара — по доверенности А. - возражал против удовлетворения исковых требовани.

Представитель Департамент управления имуществом г.о. Самара – по доверенности Ш. – возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц – Департамента семьи, опеки и попечительства, Правительства Самарской области и Министерства экономического развития в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом. От представителя Министерства экономического развития поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении требований просил отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждения специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказаний в виде лишения свободы.

Согласно п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 7.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».

Из материалов дела следует, что Плотникова С.В. (до брака — Горячкина) Светлана Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Советского районного суда г. Самары от 14.05.2005 г. Н. и Г. лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетней дочери Горячкиной С.В.

На основании заявления Плотниковой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 28.01.2011 был утвержден список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о. Самара на 2011. Согласно списку Плотникова С.В. состоит в очереди под номером .

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Плотниковой С.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ей не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Доводы представителей Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на Главу г.о. Самара, в связи с чем, они являются ненадлежащими ответчиками, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 6.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно – распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта – Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Советского района г. Самары удовлетворить.

Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Плотниковой (до брака Горячкиной) Светлане Викторовне единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ленинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2011 г.

Председательствующий: