РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Сагаевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маслова Алексея Михайловича к Министерству здравоохранения и социального развития <адрес> о взыскании расходов на приобретении подгузников и обязании производить компенсацию за приобретение подгузников, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> в пользу Маслова Алексея Михайловича компенсацию расходов на приобретение технических средств реабилитации в размере 2790 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Сагаевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маслова Алексея Михайловича к Министерству здравоохранения и социального развития <адрес> о взыскании расходов на приобретении подгузников и обязании производить компенсацию за приобретение подгузников, установил: Маслов А.М. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ГУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> городского округа Самара» о взыскании расходов на приобретении подгузников и обязании производить компенсацию за приобретение подгузников. В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно индивидуальной карте реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ. ему определены в качестве технических средств реабилитации памперсы (подгузники) из расчета 2 штуки в сутки. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление о постановке на учет для получения технических средств реабилитации № в государственном учреждении <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> городского округа Самара». За весь 2010 г. получил памперсы 1 раз ДД.ММ.ГГГГ в количестве 120 штук. В дальнейшем он приобрел 250 памперсов в розничной аптечной сети, расходы на приобретение которых мне были компенсированы посредством перечисления средств на сберегательную книжку. В ДД.ММ.ГГГГ, не имея никакой информации о наличии технических средств, он закупил в аптечной сети 150 памперсов на сумму 6 756 рублей 80 копеек. При попытке сдать чеки для компенсации затрат, ему заявили, что ДД.ММ.ГГГГ издан приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом технических средств реабилитации или оказания услуг, включая порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», а также о принятом решении <адрес> об определении базовой стоимости для назначения компенсации за самостоятельно приобретенные подгузников в 18 рублей 60 копеек за штуку, при стоимости в аптеках 50 рублей за штуку. Он не был извещен о новом условии компенсации. Просит взыскать расходы на приобретение 150 подгузников в размере 6 756 рублей 80 копеек, обязать ответчика при отсутствии подгузников производить компенсацию за самостоятельно приобретенные подгузники в полном объеме по предъявлении кассовых чеков. В ходе рассмотрения дела истец заменил ответчика на Министерство здравоохранения и социального развития <адрес>. Замена ответчика произведена определением суда от ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что установленные ограничения на размер компенсации за самостоятельное приобретение средств реабилитации, по существу, лишают его права на их бесплатное получение. Представители Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> по доверенности иск не признали, представили письменный отзыв (л.д. 19-25). Представитель ГУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> городского округа Самара» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шаронова Н.Ю. иск не признала, представила письменный отзыв (л.д. 31-33). Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец является инвалидом II группы по общему заболеванию (л.д. 48). При освидетельствовании в филиале № Главного бюро медико-социальной экспертизы, истец признан нуждающимся в технических средствах реабилитации, а именно в памперсах в количестве 2 штук в сутки бессрочно, что отражено в индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51). ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет для обеспечения указанными техническими средствами реабилитации (л.д. 54). В соответствии со ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который включает в себя такое техническое средство реабилитации, как абсорбирующее белье, подгузники. Согласно ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 названного закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность установления ограничения на размер выплачиваемой инвалиду компенсации при самостоятельном приобретении инвалидом технических средств реабилитации, делегировав право введения такого ограничения Правительству РФ. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н, вступившему в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3, 4 указанного Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, с учетом классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> о передаче последнему части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. Данным соглашением, в частности, <адрес> переданы полномочия по назначению и выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации, входящие в вышеуказанный федеральный перечень. В целях реализации данного соглашения постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены, в частности, Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме протезно-ортопедических изделий, протезов, слуховых аппаратов, голосообразующих аппаратов, технических средств реабилитации при нарушении функции выделения) и Порядок организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за технические средства реабилитации, протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия. В соответствии с указанными документами, организация обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством здравоохранения и социального развития <адрес>. Прием документов на получение технических средств реабилитации, постановка инвалидов на учет и выдача технических средств реабилитации осуществляются государственными учреждениями <адрес> - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В случае, если предусмотренное индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заключениями врачебных комиссий медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, техническое средство реабилитации было приобретено инвалидом (ветераном) самостоятельно за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Размер компенсации определяется в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Органом, осуществляющим организацию назначения и выплаты компенсации стоимости технических средств реабилитации, является министерство здравоохранения и социального развития <адрес>. Прием документов для назначения компенсации осуществляют государственные учреждения <адрес> - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Выплата компенсации инвалиду (ветерану) производится Министерством при наличии финансирования в месячный срок с даты принятия соответствующего решения. Выплата компенсации осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству, с учетом поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов - протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Таким образом, надлежащим ответчиком по иску Маслова А.М. является Министерство здравоохранения и социального развития <адрес>. Судом установлено, что в связи с отсутствием возможности получить технические средства реабилитации в ГУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> городского округа Самара» истец самостоятельно приобрел ДД.ММ.ГГГГ у индивидуального предпринимателя ФИО4 3 комплекта подгузников Тена флекс по 30 штук в каждом стоимостью 4054 рубля 10 копеек, т.е. по цене приблизительно 45 рублей 04 копейки за штуку (л.д. 12-13), а ДД.ММ.ГГГГ у того же лица – ещё 2 комплекта тех же подгузников по той же цене (л.д. 14-15). Истец просит компенсировать данные расходы в полном объеме. В судебном заседании ответчик не отрицал, что истец не был обеспечен техническими средствами реабилитации в марте-апреле 2011 <адрес>, поскольку расходы понесены истцом после ДД.ММ.ГГГГ, к отношениям по их компенсации подлежит применению Порядок, установленный приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусматривающий ограничение размера компенсации ценой соответствующих технических средств реабилитации, приобретаемых в рамках государственных закупок. Как следует из материалов дела, открытый аукцион по определению поставщиков абсорбирующего белья в самарской области не состоялся, в связи с чем для определения максимального размера компенсации были приняты цены последнего по времени государственного контракта на их закупку на территории <адрес>, произведенного Нижегородским РО ФСС РФ – 18 рублей 60 копеек за штуку. Таким образом, размер причитающейся истцу компенсации ограничен вышеуказанным значением, в связи с чем за приобретенные истцом 150 подгузников подлежит выплате компенсация в размере 2790 рублей. Доводы истца о том, что при приобретении подгузников он не был осведомлен о введении нового порядка выплаты компенсации, не может быть принят судом, поскольку приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н был зарегистрирован Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за № и официально опубликован в «Российской газете» ДД.ММ.ГГГГ, выпуск №. Подзаконные нормативные акты образуют часть нормативно-правовой системы РФ, являются общеобязательными. Ссылки на незнание содержания правовой нормы неприемлемы в судебном процессе. Кроме того, заслуживают внимания доводы ответчика о том, что текст приказа был размещен на Internet-сайте <адрес>, уведомление о введении нового порядка выплаты компенсации размещалось на стенде ГУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> городского округа Самара». Таким образом, истец обладал реальной возможностью ознакомиться с содержанием утвержденного федеральным министерством порядка. Доводы истца о нарушении приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н его права на бесплатное получение технических средств реабилитации несостоятельны. Определение конкретного набора мер социальной поддержки нуждающихся в ней лиц, в частности, инвалидов, и способа его предоставления является прерогативой законодателя. Законодатель предусмотрел возможность введения ограничений на размер таковой поддержки, предоставляемой инвалидам в форме денежной компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. Суд не наделен полномочиями предоставлять избирательно не предусмотренные законом меры социальной помощи отдельным лицам. Помимо прочего, подобное решение оказалось бы неисполнимым в связи с отсутствием установленных законодателем соответствующих расходных обязательств бюджета. Истец не лишен права оспорить в судебном порядке приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, если считает, что данный подзаконной акт приводит к снижению либо умалению предоставленных ему законодателем социальных гарантий. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> в пользу Маслова Алексея Михайловича компенсацию расходов на приобретение технических средств реабилитации в размере 2790 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь