РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Александрова Максима Александровича об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (заключение о невозможности утверждения схемы от ДД.ММ.ГГГГ №). Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, утвердив схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 1510,10 м2, занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Александрова Максима Александровича об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара, установил: Александров М.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку испрашиваемый земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет на момент подачи заявления, Министерством имущественных отношений <адрес> было направлено в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из Департамента управления имуществом г.о. Самара в ответ на указанное обращение поступило заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что было выявлено наложение границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:8. Данное решение нарушает исключительное право заявителя - собственника объекта недвижимости, на предоставление земельного участка, занимаемого данным объектом недвижимости, предусмотренное ст.36 ЗК РФ. Полагает решение незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «архивный». Кроме того, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № уточненной площадью <данные изъяты> м2, являющемся последующим земельного участка с кадастровым номером № с декларированной площадью <данные изъяты> м2. С границами земельного участка с кадастровым номером № границы испрашиваемого земельного участка не пересекаются. Кроме того, площадь земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании с кадастровым номером №. Таким образом, межевание указанного земельного участка не проводилось и границы в установленном законом порядке не определялись, следовательно, у Департамента по управлению имуществом не было законных оснований полагать, что испрашиваемый земельный участок входит в границы данного земельного участка. После межевания земельного участка с кадастровым номером №, сформированному под территорию завода (Завод железобетонных изделий №), сведения о его границах и площади были уточнены и земельному участку был присвоен кадастровый номер №. Просит признать не соответствующим закону заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.м., занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Емельянов Д.В. заявленные требования поддержал. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Симкина А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Александрова М.А. Пояснила, что при рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории Департамент управления имуществом г.о. Самара руководствовался предоставленными ему органом кадастрового учета данными, из которых следует, что границы испрашиваемого заявителем земельного участка пресекаются с границами существующего земельного участка с кадастровым номером №. Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Жалнин С.Н. в судебном заседании подтвердил объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Борисова Е.В. в судебном заседании пояснила, что, по данным государственного кадастра недвижимости, в ДД.ММ.ГГГГ по заявке Департамента управления государственным имуществом <адрес> на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием «под завод». Земельный участок поставлен на учет как ранее учтенный, т.е. возникший до создания в 2002 г. системы ведения государственного земельного кадастра. Земельному участку присвоен кадастровый номер №. Границы земельного участка описаны не были, межевание не проводилось, площадь подлежала уточнению. В ДД.ММ.ГГГГ по заявке территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> он был разделен на 3 земельных участка с уже уточненной площадью, которым присвоены кадастровые номера №. В указанный период времени для ведения системы государственного земельного кадастра использовался программный комплекс ЕГРЗТ. С ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в работу органа кадастрового учета внедрена АИС ГКН. При переносе данных из предыдущей базы были утеряны связи между ранее существовавшим земельным участком и образованными из него земельными участками, в новой информационной системе земельный участок с кадастровым номером № числился как существующий. В настоящее время на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности ЗАО «Завод ЖБИ-4», земельный участок с кадастровым номером № разделен ещё на 2 земельных участка, с кадастровыми номерами №, сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют. По обращению Александрова М.А. в 2011 г. проведена работа по нормализации данных кадастра недвижимости, произведена запись о том, что земельный участок с кадастровым номером № является предыдущим, земельные участки с кадастровыми номерами № – последующими по отношению к нему. Земельному участку с кадастровым номером № был присвоен статус «архивный». Как объект недвижимости этот земельный участок не существует. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что эти решением нарушены его права и свободы. В соответствии с п.1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.1 <адрес> «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>. Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка. Согласно постановлению Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, отнесено к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> под нежилое здание (склад) по адресу: <адрес> (л.д. 131). ФИО1 является собственником вышеуказанного здания на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19-20). Как усматривается из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 17), земельный участок испрашиваемой площади необходим для осуществления хозяйственной деятельности и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявкой об утверждении схемы расположения испрашиваемого Александровым М.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 132). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> Департаментом управления имуществом г.о. Самара было направлено письмо № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Александровым М.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с выявленным наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 12). На основании данного заключения Министерством имущественных отношений <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю сообщено об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка (л.д. 10-11). К письму прилагалась копия ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Александров М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заведомо до истечения трехмесячного срока со дня получения письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с копией оспариваемого заключения. Доказательств того, что заявителю об оспариваемом им заключении Департамента управления имуществом г.о. Самара было известно ранее, суду не представлено. Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара создает Александрову М.А. препятствия в приобретении в собственность земельного участка, в связи с чем может быть им оспорено в судебном порядке. Судом исследованы материалы кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № из которых усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было выдано свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га, фактически занимаемым заводом по <адрес> (л.д. 155). Субъектом права указан А.П. «Завод ЖБИ-4». Точного адреса земельного участка правоподтверждающий документ не содержит. В ДД.ММ.ГГГГ <адрес> управления государственным имуществом <адрес>, обладавший в указанный период времени полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявкой о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет на основании данного свидетельства (л.д. 154). Землепользователем в заявке было указано ОАО «Шар». Материалы межевания или план земельного участка к заявке приложены не были. По данной заявке ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> была осуществлена постановка земельного участка площадью <данные изъяты> м2 на кадастровый учет, выдан кадастровый план земельного участка №, участку присвоен кадастровый номер № (л.д. 156). Документ содержит отметки о том, что площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. В государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче по сделке. Площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке. ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> поступила заявка территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по <адрес> о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 157). По данной заявке был проведен кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был разделен на три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты><данные изъяты> , земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 171,1 м2. Кадастровые планы вновь образованных земельных участков содержат отметку о том, что земельный участок с кадастровым номером № их образовании ликвидирован (разделы 18.1, 18.2 выписок из ГЗК, л.д. 159, 160). Площади образованных на его основе земельных участок соответствуют материалам межевания (разделы 16 Выписок из ГЗК). Таким образом, заявителю было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровой карте из-за пересечения границ этого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №, между тем как последний был поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, а ДД.ММ.ГГГГ был ликвидирован с образованием из него 3 земельных участков с уточненной площадью. Границы испрашиваемого заявителем земельного участка не пересекаются с границами ни одного из этих земельных участков. Следовательно, обстоятельство, указанное Департаментом управления имуществом г.о. Самара в письме от ДД.ММ.ГГГГ № не могло являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории. Материалы кадастрового дела согласуются с объяснениями специалиста ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> в судебном заседании. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № в государственном кадастре недвижимости имеет статус «архивный», что свидетельствует о его ликвидации. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что границы испрашиваемого заявителем земельного участка пересекаются также с границами земельного участка с кадастровым номером № На данное обстоятельство Департамент управления имуществом г.о. Самара не ссылался, пересечение границ выявлено геодезистами ООО «ЮКЦ «Терра»», проводившими работы по заказу заявителя (л.д. 152). Судом исследованы материалы кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером №, при этом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было выдано свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком площадью <данные изъяты> га, фактически занимаемым заводом столовой № по <адрес> в <адрес> (л.д. 162). Субъектом права указано АО закрытого типа «Завод ЖБИ-4». Точного адреса земельного участка правоподтверждающий документ не содержит. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявкой о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет на основании данного свидетельства (л.д. 161). Землепользователем в заявке было указано ЗАО «Завод железобетонных изделий №». К заявке приложен документ о межевании – описание земельных участков (л.д. 163-166). Вместе с тем из содержания описания следует, что сведения об узловых и поворотных точках границы земельного участка получены не на основе межевого дела, т.е. без выхода геодезистов на место и замера координат, а по материалам инвентаризации (л.д. 165). Площадь земельного участка в описании указана как декларированная, а не как уточненная (л.д. 166). ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> были внесены сведения в государственный земельный кадастр о данном земельном участке как о ранее учтенном, выдан кадастровый план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 167-168), содержащей отметку о том, что в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче по сделке. Площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке. Статьей 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен режим ранее учтенных объектов недвижимости. В соответствии с указанной статьей, государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер. Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Таким образом, пересечение границ земельного участка, сведения о которых определены с инструктивной точностью, с границами ранее учтенного земельного участка, определенными без проведения межевания (земельный участок с декларированной площадью), является, в силу ст.45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» основанием не для отказа в проведении государственного кадастрового учета вновь формируемого земельного участка, а для уточнения местоположения границ ранее учтенного смежного земельного участка в соответствии с материалами кадастровых работ. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ и сохраняют свою силу. Специалист ФГУ «Земельная кадастровая палата» по самарском области в судебном заседании также пояснила, что пересечение границ в данном случае не могло бы являться препятствием в проведении государственного кадастрового учета, также указала на то, что земельные участки с кадастровыми номерами № были поставлены на государственный кадастровый учет по результатам межевания, несмотря на также имеющее место наложение на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером №. Как усматривается из землеустроительного дела (л.д. 22-49), заявителем произведены работы по межеванию в отношении испрашиваемого земельного участка, местоположение его границ определено с инструктивной точностью и согласовано в соответствии с требованиями ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с правообладателями смежных земельных участков, в том числе и с ЗАО «Завод железобетонных изделий №», в интересах которого в государственный земельный кадастр в 2004 г. вносились сведения о земельном участке с кадастровым номером №. Следовательно, пересечение границ испрашиваемого заявителем земельного участка с земельным участком с вышеуказанным ранее учтенным земельным участком является основанием лишь для уточнения местоположения границ последнего и тем более не препятствует утверждению схемы размещения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) территории. Отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка обусловлен отсутствием у названного органа местного самоуправления сведений о ликвидации земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:0008 вследствие потери данных при их переносе в другой программный комплекс органом кадастрового учета. Тем не менее, данный отказ, хотя и не связанный с виновными действиями Департамента управления имуществом г.о. Самара, является объективно незаконным и нарушающим права заявителя. Следовательно, при установленных судом обстоятельствах дела, заявление Александрова М.А. подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (заключение о невозможности утверждения схемы от ДД.ММ.ГГГГ №). Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, утвердив схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> м2, занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь