о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 13 июля 2011г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2870/11 по исковому заявлению Саранской Светланы Сергеевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Саранская С.С. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилой площадью 47,0 кв.м., общей площадью 73,4 кв.м.

Указанный дом включен в областную программу государственной поддержки проведения мероприятий по отселении. Граждан из аварийного жилого фонда на территории самарской области на 2009-2011годы, утвержденной Постановлением правительства Самарской области от 20.06.2008г. № 254.

На основании заключения межведомственной комиссии городского округа Самары указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Ссылаясь на то, что распорядительный акт органа местного самоуправлении отсутствует, отселение граждан осуществляется в соответствии с нормами ЖК РФ, истица просила суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Саранской М.В. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации Октябрьского района г. Самары Колесникова И.О., полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку распорядительный акт органа местного самоуправления не принят.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истица является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией финансового лицевого счета (л.д. 15), справкой из паспортной службы (л.д. 16).

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ , дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение (л.д. 10).

Заключением о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссии многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно смотровому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Саранской С.С. было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 74,4 кв.м., с данным предложением Саранская С.С. и члены её семьи согласились (л.д. 20).

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истицы в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:

а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;

б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;

в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);

г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;

д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.

На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.

Доводы ответчиков о том, что распорядительный акт органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу не издан, несостоятельны.

Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает соответствующее решение, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Такими образом, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Учитывая, что истица состоит в очереди на получение жилья, жилое помещение истицы было признано непригодным для проживания в 2006г., в течение 5 лет иное помещение истице предоставлено не было, доказательств проведения ремонтных работ или иного улучшения состояния дома суду не предоставлено, жилье является аварийным, в связи с чем, суд полагает, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истицы и членов её семьи, и требования истицы подлежат удовлетворению.

Кроме того, суду предоставлен акт визуального обследования технического состояния жилого дома с учетом его санитарно-бытового состояния, составленный Государственной жилищной инспекцией Самарской области, согласно которому в доме наличествует отклонение стен от вертикали, провисание потолка в жилых помещениях, зыбкость полов, отслоение штукатурки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Саранской Светлане Сергеевне на состав семьи 5 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья