о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 23 июня 2011г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Игожевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 3150/11 по исковому заявлению Беляева Владимира Ивановича к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Беляев В.И. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, указав, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован в указанной квартире.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2011годы, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008г. № 254.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии городского округа Самара о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Ссылаясь на то, что распорядительный акт органом местного самоуправления не принят, что лишает истца на реализацию его жилищных прав, и на ст. 89 ЖК РФ, истец просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Беляеву В.И. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители Департамента управления имуществом городского округа Самара и Администрации городского округа Самара решение оставили на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Беляев В.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован в указанной квартире.

Из справки паспортной службы следует, что в указанной квартире зарегистрирован Беляев В.В. (л.д. 9).

Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом <адрес> был признан аварийным (л.д. 10).

Распоряжением Администрации Куйбышевского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , был утвержден акт межведомственной комиссии, дом по <адрес> признан аварийным (л.д. 11).

Распоряжением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ -Р о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными, Департаменту управления имуществом городского округа Самара было рекомендовано предоставить гражданам, занимающим жилые помещение по договорам социального найма, признанных аварийными другие жилые помещения. Завершить отселение до конца 2010г.

Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ из приложения к указанному выше постановлению были исключен пункт 21 (<адрес>).

Согласно смотровому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Беляеву В.И. было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 27,2 кв.м., с данным предложением Беляев В.И. согласился.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истца в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:

а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;

б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;

в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);

г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;

д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.

На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.

Доводы ответчиков о том, что распорядительный акт органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу не издан, несостоятельны.

На основании Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 529 )

(п.2.1) жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Пункт 2.2. предусматривает, что непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом <адрес> 1917 года постройки, имеет 68% износа на 2002г., является аварийным.

В соответствии с п. 3.2. Положения подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора.

На основании п. 3.5 Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Распоряжением администрации Куйбышевского района ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает требования истицы законными и обоснованными.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Жилое помещение истца было признано непригодным для проживания в 2002г., в течение 9 лет, иное помещение истцу предоставлено не было, доказательств проведения ремонтных работ или иного улучшения состояния дома суду не предоставлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Беляеву Владимиру Ивановичу на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательном виде 24.06.2011г.

Судья Е.А. Борисова