Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары, в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Игожевой Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2801/11 по заявлению Моисеева Николая Павловича к Администрации городского округа Самара и Департаменту управления имуществом городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Моисеев Николай Павлович обратился в суд с заявлением к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что является ветераном Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право постановки на учет, в связи с чем он обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара, представив необходимые документы. Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального фонда. Ссылаясь на то, что отказ в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося является незаконным, Моисеев Н.П. просил суд признать Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара произвести постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в установленном законом порядке с даты подачи им заявления. В судебном заседании представитель заявителя Милова И.Е., действующая на основании доверенности, требования поддержала, заявление уточнила, просила признать Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Моисееву Н.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Самара Серпова А.А., действующая на основании доверенности, заявление полагала необоснованным, указала, что Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Моисееву Н.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального фонда соответствует действующему законодательству. Моисеев Н.П. намеренно с целью постановки на учет ухудшил свои жилищные условия, оформив ранее принадлежащее ему на праве общей долевой собственности жилое помещение по договору дарения своим детям. Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом городского округа Самара Пюльзю А.К., действующая на основании доверенности, также полагала заявление Моисеева Н.П. не подлежащим удовлетворению. Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Моисеева Н.П. является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Моисеев Н.П. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах». В подтверждение чего суду представлено удостоверение серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Указом Президента Российской Федерации 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», установлено, что все ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 марта 2005 года, должны быть обеспечены жильем до мая 2010 года. В декабре 2009 года в Федеральный закон «О ветеранах», были внесены изменения, согласно которым ветераны Великой Отечественной войны будут обеспечиваться жильем независимо от даты постановки на учет, то есть и те ветераны, которые приняты на учет после 01 марта 2005 года. Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», нуждающимися в жилых помещениях признаются ветераны Великой Отечественной войны…, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения. Учетная норма площади жилого помещения для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области. Для ветеранов ВОВ она не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина (ст. 4 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области»). Согласно справке о составе семьи, Моисеев Н.П. проживает по адресу: <адрес> (л.д.12). Собственниками указанного помещения являются его дети - Горшкова Н.Н., Моисеев А.Н., Новичкова М.Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11). Из правоустанавливающих документов следует, что его дети – две дочери и сын имеют по 1/6 доле каждый в общей долевой собственности ( в совокупности ? доли) в жилом доме, общей площадью – 96,30 кв.м., жилой – 76,20 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Собственником другой ? доли в общей долевой собственности в вышеназванном доме является Шабанов Евгений Геннадьевич, с которым заявитель Моисеев Н.П. в родственных отношениях не состоит, членами одной семьи не являются. ? доля в общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, которая принадлежит детям заявителя, и где он, проживает, как член их семьи, составляет 48,15 кв.м. – общей площади и 38,10 кв.м. – жилой площади. Из справки о составе семьи следует, что в доме, по адресу: <адрес>, зарегистрированы супруга заявителя – Моисеева В.П., его дочь – Новичкова М.Н., дочь – Горшкова Н.Н., и внучка – Моисеева Т.А. (л.д. 12). На каждого члена семьи заявителя приходится по 9,6 кв.м. общей площади, что менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м. общей площади жилого помещения. Из письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ на имя Моисеева Н.П. следует, что решение об отказе в постановке его на учет принято в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Моисееву Н.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального фонда на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд полагает, что Моисеевым Н.П. были представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а именно свидетельства о государственной регистрации права собственности и справка о составе семьи. Департаментом управления имуществом городского округа Самара необоснованно произведен расчет от общей площади жилого дома <адрес> – 96,30 кв.м., так как фактически семья ветерана ВОВ пользуется не всем домом, а лишь его частью в виде ? доли, общей площадью 48,15 кв.м. Судом проверялись доводы Администрации городского округа Самара, что причиной отказа постановки Моисеева Н.П. на учет послужило преднамеренное ухудшение им жилищных условий. В подтверждение этой позиции суду было представлено письмо Управления по жилищным вопросам в адрес Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. Данное письмо в материалах учетного дела Департамента отсутствует, Моисееву Н.П. оно не направлялось. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Суду представлены договоры дарения и свидетельства о государственной регистрации права, из которых видно, что ? доля в общей долевой собственности была подарена Моисеевым Н.П. своим дочерям и сыну в 2009 году, то есть за два года до его обращения по вопросу о постановке на учет. При этом из справки о составе семьи усматривается, что на момент дарения по данному адресу были зарегистрированы 4 (четыре) человека – Моисеев Н.П., его сын (с 1986 года), супруга и внучка. От общей площади 48,15 кв.м. на каждого из них приходилось 48,15:4, 12,03 кв.м., то есть менее учетной нормы 14 кв.м. В настоящее время сын Моисеева Н.П. – Моисеев А.Н. снялся с регистрационного учета, а дочери оформили регистрацию и состав семьи ветерана стал 5 (пять) человек, где на каждого приходится по 9,6 кв.м. общей площади. Таким образом, оформление договора дарения никак не повлияло на право Моисеева Н.П. встать на учет, поскольку его семья и до заключения этого договора и после этого все равно являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и пользовалась жилым помещением менее учетной нормы 14 кв.м. на члена семьи. Будучи собственником ? доли в общей долевой собственности, Моисеев Н.П. имел право распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, в том числе, путем дарения (ст. 209 ГК РФ). Суд не усматривает, что дарение им было совершено с целью постановки на учет, поскольку нуждаемость и основания для постановки на учет имелись и до совершения дарения. Суд приходит к выводу, что преднамеренного ухудшения жилищных условий, в смысле ст. 53 ЖК РФ, в данном случае не было, доказательств обратного заинтересованные лица не представили. Данная позиция также подтверждается определением Верховного Суда РФ от 20.04.2011г. № 11-В11-8, и определением Верховного Суда РФ от 15.03.2011г. № 5-В10-102. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд. Согласно Закону Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жильем ветеранов осуществляется путем предоставления социальной выплаты – средств федерального бюджета, которые единовременно безвозмездно предоставляются ветерану на приобретение жилого помещения. Таким образом, незаконный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, лишает Моисеева Н.П. возможности получить вышеназванную социальную выплату, что является незаконным. По смыслу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд приходит к выводу, что вышеназванное Постановление в части отказа Моисееву Н.П. в постановке на учет принято без законных на то оснований. Анализ Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что сведения об отказе в постановке на учет Моисееву Н.П. содержатся в приложении № «Список граждан, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категория граждан, проживающих на территории Самарской области», в п. 5. По смыслу ст. 13 ГК РФ, акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренным ст. 12 ГК РФ. В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Такими образом, требования заявителя об обязании Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара произвести постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в установленном законом порядке с даты подачи им заявления, законны. Доводы Администрации городского округа Самара о том, что заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия, неосновательны. Моисеев Н.П. место жительства не изменил, являясь собственником жилого помещения, подарил его своим детям и в настоящий момент является членом семьи собственников того же жилого помещения. На момент дарения заявитель также являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Доводы о том, что Новичкова М.Н. и Горшкова Н.Н. ранее были зарегистрированы по другим адресам, и в настоящий момент зарегистрированы по месту жительства заявителя, не являются основанием для отказа в заявлении. Будучи собственниками жилого помещения Новичкова М.Н. и Горшкова Н.Н. имеют право зарегистрироваться в принадлежащем им помещении. Тот факт, что дочери заявителя в 2009г. подарили принадлежащие им доли на праве собственности своим родственникам, также не могут служить основанием для отказа Моисееву Н.П. в постановке в очередь. По смыслу ст. 53 ЖК РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению своих жилищных условий. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Признать Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным в части отказа Моисееву Николаю Павловичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального фонда. Обязать Администрацию городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара произвести постановку Моисеева Николая Павловича на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента его обращения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Решение изготовлено в окончательном виде 27.05.2011г. Председательствующий Е.А. Борисова