Р Е Ш Е Н И Е 10.03.2011 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г. при секретаре Калядиной К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1066 /2011 по иску Прокурора Куйбышевского района г.Самары в интересах Пантюк Надежды Евгеньевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Куйбышевского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах Пантюк Н.Е. к ответчикам о предоставлении жилого помещения, указав, что Пантюк Н.Е. ДД.ММ.ГГГГгода рождения относится к категории детей сирот, осталось без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за Пантюк Н.Е. не закреплялось, в собственности жилья не имеет. По достижении 18 лет должна быть обеспечена жилым помещением, была включена в очередь в список для получения жилья. Просит суд обязать ответчиков Администрацию г.о. Самары, Главу г.о. Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить Пантюк Н.Е. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В судебном заседании представитель прокуратуры Куйбышевского района г. Самары Ягодкина Н.А. требования поддержала полностью. Пантюк Н.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Просила обязать ответчиков предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения, поскольку своего жилья не имела и не имеет. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары по доверенности Шалыгина Е.К., не признала исковые требования, обращенные к Департаменту, указала, что департамент занимается распределением жилых помещений на основании списков очередников, предоставленных Администрацией городского округа Самары. Составление областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями Министерства управления финансами Самарской области (далее - МУФ СО), которое также является главным финансовым органом Самарской области, Департамент же осуществляет свои полномочия в рамках выделенных средств, полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара Представители Главы г.о.Самара и Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, представили отзывы, согласно которых иск не признают. Представители Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, был извещены надлежащим образом, согласно отзывам просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель департамента семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самары Сафина Т.Е. поддержала в судебном заседании доводы Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Пантюк Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей сирот, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Из имеющихся документов видно, что мать Джусупова Т.Н. и отец Пантюк Е.Д. лишены родительских прав решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Пантюк Н.Е. назначена ее бабушка Джусупова Е.А. Согласно справки № о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ Пантюк Н.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес>. у опекуна Джусуповой Е.А. Согласно сведениям УФРС по Самарской обрасти (Росреестра) и ФГУП «РТИ» Пантюк Н.Е. собственности строений и приватизированного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Пантюк Н.Е. обращалась с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения, поскольку является ребенком сиротой – оставшейся без попечения родителей. Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р Пантюк Н.Е. принята на учет и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округа Самара. Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р Пантюк Н.Е. под номером 143. На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Судом установлено, что Пантюк Н.Е. являлась ребенком-сиротой оставшимся без попечения родителей. Пантюк Н.Е. была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по городскому округу Самара на основании личного заявления. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством самарской области. В соответствии с положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Согласно ст. 5,6,8 Закона №-ГД Органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Пантюк Н.Е. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>, ему не выделялась, что не отрицалось сторонами в судебном заседании. Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Пантюк Н.Е. желает получить социальную выплату на приобретение жилья, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора. В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Согласно ст. 8 Закона № ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Составление проекта областного бюджета организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управлении я финансов <адрес>, которое также является главным финансовым органом <адрес> согласно Положения о министерстве управления финансами <адрес> утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно указанного положения Министерство выступает от имени казны <адрес> в отношениях с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления. В соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия. В соответствии ч.1 ст.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии со ст. 22 Устава г.о.Самара ( в редакции решений Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят: а) Дума г.о.Самары -представительный орган г.о.Самары; б) Глава г.о.Самары- высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; в) Администрация г.о.Самара- исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара; г)Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (далее также иные органы местного самоуправления г.о.Самара). В соответствии с Уставом г.г.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией. Как следует из пояснений представителей Главы, Администрации и Департамента г.о.Самара, при разрешении вопроса о предоставлении социальное выплаты для приобретения жилья из средств бюджета <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции все ответчики, органы местного самоуправления: Глава, Администрация и Департамент г.о.Самара. Доводы представителя администрации г.о. Самара и главы г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории суд оценивает критически. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жилье либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит. Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком противоречат ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и Устава г.о. Самара согласно которого в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Департамент управления имуществом г.о. Самара. Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанному в соответствии с <адрес> №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот …» и № ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан …» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Также суд критически оценивает доводы ответчиков о закреплении за Пантюк Н.Е. жилого помещения, поскольку Пантюк Н.Е. состоят в списке, утвержденном заместителем главы г.о Самара, ежегодно данные о ней вносились в списки распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ распоряжений об исключении из списка не выносилось, законность внесения Пантюк Н.Е. в список никем не оспаривалась. Кроме того из материалов дела видно, что на момент издания постановления ДД.ММ.ГГГГ № право собственности на квартиру <адрес> было признано решением суда за Хорошиловым Ю.А., Решение Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд приходит к выводу, что Глава, Администрация и Департамент управления имуществом городского округа Самары в пределах своей компетенции, обязаны осуществить предоставление Пантюк Н.Е. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета. руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Куйбышевского района г.Самары в интересах Пантюк Надежды Евгеньевны - удовлетворить. Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Пантюк Надежде Евгеньевне социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, из средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья подпись Дурнова Н.Г. КОПИЯ ВЕРНА Судья Секретарь
Именем Российской Федерации