РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Суркова В.П., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес>ёвска о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес> и ГООУ «Санаторная школа-интернат №» и возложении обязанности устранить нарушения, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения противопожарного состояния школы-интерната в соответствие с действующим законодательством, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес> и ГООУ «Санаторная школа-интернат №» и возложении обязанности устранить нарушения, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения противопожарного состояния школы-интерната в соответствие с действующим законодательством. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес>ёвска, совместно со специалистами отдела надзорной деятельности г.о. Жигулевск ГУ МЧС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена очередная проверка исполнения противопожарного законодательства в ГООУ «Санаторная школа-интернат №», нуждающихся в длительном лечении, расположенном по адресу: <адрес>, г.о. Жигулевск, <адрес>-А. С 2008 года в указанном учреждении прокуратурой ОГПН выявлялись многочисленные нарушения норм пожарной безопасности, в связи с чем, принимались меры, направленные на их устранение, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены в полном объёме. Проверка, проведённая ДД.ММ.ГГГГ показала, что нарушения норм пожарной безопасности в полном объёме не устранены, что создаёт реальную возможность возникновения пожара, в результате которого, в первую очередь пострадают дети и обслуживающий персонал, а также государственное имущество. Выявленные нарушения не устранены в связи с недостаточностью финансирования на указанные цели со стороны учредителей, не исполнением подрядчиками условий договоров, отсутствием должного контроля за качеством выполненных подрядчиками работ, не принятием мер к подрядчикам с требованием устранить недостатки в работе. В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности - СНиП 21-01-97*, ППБ 01-03, а именно: с 2-го и 3-го этажа левого крыла не обеспечена эвакуация не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.13; лестничная клетка левого крыла здания не имеет самостоятельного выхода непосредственно наружу - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.9*; лестницы 3-го типа левого и правого крыла зданий расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проёмов - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; ширина проступи при спуске с лестницы 3-го типа левого крыла здания составляет от 20 до 14 см - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; допущена различная ширина проступи и различная высота ступеней в пределах марша внутренних лестниц левого и правого крыла - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.28; двери эвакуационных выходов на лестнице 3-го типа правого крыла не открывается свободно - нарушения ППБ 01-03 п. 52; отсутствует второй эвакуационный выход из помещения приема пищи в здании столовой - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.12*; отсутствует второй эвакуационный выход с актового зала - нарушения СНиП 21-01-97* По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором возбуждено 2 дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ГООУ и директора школы - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ директор школы-интерната ФИО2 привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 500 руб. В отношении юридического лица материалы проверки направлялись ОГПН в Жигулевский городской суд на приостановление деятельности учреждения. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении в Жигулевском городском суде, учреждением были устранены ряд нарушений, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. До настоящего времени не устранены следующие нарушения пожарной безопасности: с 2-го и 3-го этажа левого крыла не обеспечена эвакуация не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.13; лестничная клетка левого крыла здания не имеет самостоятельного выхода непосредственно наружу - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.9*; лестницы 3-го типа левого и правого крыла зданий расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проемов- нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; ширина проступи при спуске с лестницы 3-го типа левого крыла здания составляет от 20 до 14 см - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; допущена различная ширина проступи и различная высота ступеней в пределах марша внутренних лестниц левого крыла – нарушения СНиП 21-01-97 п.6.28; отсутствует второй эвакуационный выход из помещения приёма пищи в здании столовой - нарушения СНиП 21-01-97 п. 6.12; допущено размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже - нарушения ППБ 01-03 п.40; планы эвакуации не выполнены (доработаны) в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ – нарушения ППБ 01-03 п.16; отделка путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) выполнена материалами не соответствует требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум) - нарушения ППБ 01-03 п. 53; СНиП 21-01-97* п.6.25. Ссылаясь на то, что выявленные нарушения норм противопожарной безопасности могут повлечь критические последствия в виде его возгорания, прокурор просил признать действия (бездействие) должностных лиц Министерства имущественных отношений <адрес> и Министерства образования и науки <адрес> незаконными, обязать должностных лиц Министерства имущественных отношений <адрес> и Министерства образования и науки <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ГООУ № выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния ГООУ № в соответствие с действующим законодательством, а именно: - обеспечить эвакуацию не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) с 2-го и 3-го этажа левого крыла; - обустроить самостоятельный выход с лестничной клетки левого крыла здания непосредственно наружу; - установить лестницы 3-го типа левого и правого крыла зданий на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов; - выполнить одинаковую ширину проступи при спуске с лестницы 3-го типа левого крыла здания; - выполнить одинаковую ширину проступи и одинаковую высоту ступеней в пределах марша внутренних лестниц левого крыла; - выполнить второй эвакуационный выход из помещения приёма пищи в здании столовой; - устранить размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже; - выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ; - выполнить отделку путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум). В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Представители министерств и ГООУ «Санаторная школа-интернат №» возражали против заявленных требований, просили отказать в их удовлетворении. Пояснили, что по ряду нарушений, указанных прокурором, судебным решением, вступившим в законную силу, их бездействие уже было признано незаконным. По иным нарушениям им был предоставлен срок для исправления недостатков, который на настоящий момент не истёк. Более того, в связи с выявленными нарушениями, принято решение о дополнительном финансировании учреждения с целью исправления данных недостатков, т.е. бездействия с их стороны не допущено. Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут помимо собственников имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, а также лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно ст.37 Федерального «О пожарной безопасности» предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разработать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 устанавливает требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 2 Правил, предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес>ёвска, совместно со специалистами отдела надзорной деятельности г.о. Жигулевск ГУ МЧС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена очередная проверка исполнения противопожарного законодательства в ГООУ «Санаторная школа-интернат №», нуждающихся в длительном лечении, расположенном по адресу: <адрес>, г.о. Жигулевск, <адрес>-А. Материалами дела подтверждается, что учредителями интерната являются Министерство имущественных отношений <адрес> и Министерство образования и науки <адрес>. Финансируется интернат Министерством образования и науки <адрес>. В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности - СНиП 21-01-97*, ППБ 01-03, а именно: с 2-го и 3-го этажа левого крыла не обеспечена эвакуация не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.13; лестничная клетка левого крыла здания не имеет самостоятельного выхода непосредственно наружу - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.9*; лестницы 3-го типа левого и правого крыла зданий расположены на расстоянии менее 1 метра от оконных проёмов - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; ширина проступи при спуске с лестницы 3-го типа левого крыла здания составляет от 20 до 14 см - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.30; допущена различная ширина проступи и различная высота ступеней в пределах марша внутренних лестниц левого и правого крыла - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.28; двери эвакуационных выходов на лестнице 3-го типа правого крыла не открывается свободно - нарушения ППБ 01-03 п. 52; отсутствует второй эвакуационный выход из помещения приёма пищи в здании столовой - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.12*; отсутствует второй эвакуационный выход с актового зала - нарушения СНиП 21-01-97* п.6.12*; на окнах помещений цокольного этажа установлены глухие решетки – нарушения ППБ 01-03 п. 40; допущено размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже - нарушение ППБ 01-03 п. 40; планы эвакуации не выполнены (доработаны) в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ - нарушения ППБ 01-03 п. 16; выходы из помещений цокольного этажа в центральную лестничную клетку не выделены противопожарными преградами с нормированным пределом огнестойкости заполнения проемов - нарушение СНиП21-01-97* п.6.34; отделка путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) выполнена материалами не соответствует требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум) - нарушение ППБ 01-03 п. 53; СНиП 21-01-97* п.6.25. Установлено, что ранее прокурор <адрес>ёвска уже обращался в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства имущественных отношений самарской области и министерства образования и науки <адрес> и возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ГООУ «Санаторная школа-интернат №». Так, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, требования прокурора удовлетворены частично. Так, на ГООУ «Санаторная школа-интернат №» возложена обязанность провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния здания интерната в соответствие с действующим законодательством: - обеспечить эвакуацию не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) с 2-го и 3-го этажа левого крыла; - выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ; - в помещениях соединения проводов в распределительных коробках выполнить в соответствии с требованиями ПУЭ; - выходы из помещения цокольного этажа в центральную лестничную клетку выделить противопожарными преградами с нормированным пределом огнестойкости заполнения проёмов;. - провести испытания наружной пожарной лестницы; - демонтировать отделку путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум); - люк с лестничной клетки в чердачное помещение интерната выполнить в противопожарном исполнении. Таким образом, бездействие ответчиков по настоящему делу уже было установлено по ранее рассмотренному делу в части невыполнения ряда организационно-хозяйственных мероприятий, а именно по: обеспечению эвакуацию не менее чем через 2 эвакуационных выхода (лестничные клетки) с 2-го и 3-го этажа левого крыла; выполнению планов эвакуации в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ и демонтажа отделки путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум). Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № установлены сроки устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Предписано, в частности: - обустроить самостоятельный выход с лестничной клетки левого крыла здания непосредственно наружу до ДД.ММ.ГГГГ; - установить лестницы 3-го типа левого и правого крыла зданий на расстоянии не менее 1 метра от оконных проемов до ДД.ММ.ГГГГ; - выполнить одинаковую ширину проступи при спуске с лестницы 3-го типа левого крыла здания до ДД.ММ.ГГГГ; - выполнить одинаковую ширину проступи и одинаковую высоту ступеней в пределах марша внутренних лестниц левого крыла до ДД.ММ.ГГГГ; - выполнить второй эвакуационный выход из помещения приёма пищи в здании столовой до ДД.ММ.ГГГГ; - устранить размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок устранения указанных нарушений на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском и на момент рассмотрения дела судом по существу, не наступил. При указанных обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что бездействие ответчиков по настоящему делу уже было установлено по ранее рассмотренному делу в части невыполнения ряда организационно-хозяйственных мероприятий, а также то, что срок устранения других выявленных нарушений требований пожарной безопасности в настоящее время не истёк, поскольку, срок устранения указан ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению. Кроме того, одно из выявленных нарушений, а именно, необходимость выполнения второго эвакуационного выхода из помещения приёма пищи в здании столовой, по мнению суда, на данный момент, не требует устранения, поскольку, как установлено судом, соблюдение указанного требования необходимо в случае, если в помещениях находятся более 50 человек одновременно. Между тем, согласно акту ГООУ от ДД.ММ.ГГГГ и приказу по ГООУ от ДД.ММ.ГГГГ №, количество воспитанников, одновременно находящихся в обеденном зале и актовом зале ограничено максимальным числом 50 человек. Также директор ГООУ № в судебном заседании пояснил, что на данный момент, т.е. до наступления сроков, указанных в предписании, устранено размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже до ДД.ММ.ГГГГ. Также, отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес> и ГООУ «Санаторная школа-интернат №», суд исходил из тех обстоятельств. Обязанности по финансированию министерством образования и науки осуществляется в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы-интерната. На 2008 год учреждению выделялись денежные средства, которые были использованы, в том числе, на устранение выявленных в ходе проверки нарушений противопожарной безопасности. Так в 2008 году в зданиях школы-интерната установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, выполнены работы по огнезащитной обработке сгораемых конструкций чердачных помещений, приобретены индивидуальные средства защиты органов дыхания. На 2009 год согласно утверждённому Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № перечню мероприятий в сфере образования, осуществляемых в 2009 году, выделило школе-интернату в общей сумме 4 473 000 руб. На 2010 год согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-од «О распределении средств областного бюджета в рамках реализации расходных обязательств <адрес> по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений <адрес> на 2010 год» выделило школе-интернату денежные средства в размере 260 000 руб. Согласно распоряжению министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об открытии лимитов бюджетных обязательств государственным образовательным учреждениям на 2011 год» школе-интернату распределены лимиты по статьям расходов 226 и 225 в размере 1 502 000 руб. Министерство образования и науки самарской области также обращалось в министерство управления финансами <адрес> с письмами о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований для устранения нарушений требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и в школе-интернате №. Анализ указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что в данном случае, заинтересованными лицами не допущено незаконного бездействия. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора <адрес>ёвска о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений <адрес>, Министерства образования и науки <адрес> и ГООУ «Санаторная школа-интернат №» и возложении обязанности устранить нарушения, выделить денежные средства на проведение необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, с целью приведения противопожарного состояния школы-интерната в соответствие с действующим законодательством – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий /подпись/ Сурков В.П. Копия верна: судья
п.6.12*; на окнах помещений цокольного этажа установлены глухие решетки – нарушения ППБ 01-03 п. 40; допущено размещение помещения слесарной мастерской в подвальном этаже - нарушение ППБ 01-03 п. 40; планы эвакуации не выполнены (доработаны) в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и ГОСТ - нарушения ППБ 01-03 п. 16; выходы из помещений цокольного этажа в центральную лестничную клетку не выделены противопожарными преградами с нормированным пределом огнестойкости заполнения проемов - нарушение СНиП21-01-97* п.6.34; отделка путей эвакуации (лестничная клетка правого крыла, частично общие коридоры) выполнена материалами не соответствует требованиям пожарной безопасности (масляная краска, линолеум) - нарушение ППБ 01-03 п. 53; СНиП 21-01-97* п.6.25.