предоставление жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

31.01.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.

при секретаре Калядиной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Прокурора г.Самары в интересах Николаевой Надежды Николаевны к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Самары обратился в суд с иском в интересах Николаевой Н.Н. указав, что в ходе проведенной проверки было установлено. что Николаева Н.Н. согласно справке БМСЭ является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по общему заболеванию, по информации Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.Н. наблюдается в ПО ММУ ГП и является инвалидом 2 группы бессрочно Николаева Н.Н. согласно заключения ВК от 11.12.06г., 08.04.09г. страдает тяжелой формой хронического психического заболевания при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами.

Зарегистрирована Николаева Н.Н. в однокомнатной квартире общей площадь. 26 кв.м. по <адрес>. Нанимателем данного жилого помещения является Грунин В.Б. – бывший муж Николаевой Н.Н. Брак между ними расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.Н. была включена в список льготной очереди под номером 728, основанием явилась справка КЭУ от 27.11. 98г. Самарского ГПНД об инвалидности и праве на дополнительную жилплощадь.

Николаева Н.Н. также состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда по договору найма с сотавом семьи 4 человека ( бывший муж Грунин В.Б., сын Шелепов О.., дочь сына Шелепова В.О.).

На основании заключения врачебной комиссии ГУЗ <адрес> «Самарский ПНД» от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.Н.страдает хроническим психическим заболеванием при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.

Проверка показала, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Николаевой Н.Н. не предоставлено

Просит обязать <адрес> передать органам местного самоуправления финансовые средства, неободимые ля предосталвения вне очереди жилого помещения Николаевой НН. Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, Главу городского округа Самара, предоставить вне очереди Николаевой Н.н. жилое помещение в черте городского округа Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям и заключить договор социального найма.

Представитель прокуратуры Чикина С.Г. в судебном заседании требования поддержала по мотивам изложенным в уточненном иске, указывая. что просят предоставить жилое помещение Николаевой Н.н. без учета членов семьи, поскольку именно она является инвалидом и страдает психическим заболеванием

Николаева Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Просила обязать ответчиков предоставить жилое помещение, а не социальную выплату.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары по доверенности Шалыгина Е.В. не признала исковые требования указывая, что Департамент признает факт необходимости обеспечения Николаевой социальной гарантией, но полагает она должна осуществляться в виде социальной выплаты, также считает, что Департамент не может осуществить предоставление жилого помещения, поскольку не обладает такими полномочиями, считает Департамент ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Самарской области не явился, был извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие, согласно отзыва исковые требования не признают, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Администрации городского округа Самары и Главы г.о.Самара попова Е.С. по доверенности также требования не признала указывая, что не оспаривает право Николаевой на внеочередное обеспечение социальной гарантией, указывая, что она имеет право на предоставление социальной выплаты во внеочередном порядке. Полагают невозможным предоставление жилого помещения.

Согласно заявления Грунин В.Б. ( бывшего мужа) привлеченного в качестве 3го лица просит рассмотреть дело без его участия в пользу его бывшей жены Николаевой Н.Н.

Согласно заявления Шелепова О.Ю. ( сына) привлеченного в качестве 3го лица и Шелеповой Н.В. (матери несовершеннолетней Шелеповой В.О.) просят рассмотреть дело без его участия указывая, что ведут раздельный бюджет и хозяйство с Николаевой Н.Н.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено:

Решением Самарского раййсполкома ДД.ММ.ГГГГ Грунин В.Б. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с семьей 4 человека. Грунин В.Б. и Николаева Н.Н. находились в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими свидетельствами. В связи с чем Грунин В.Б. заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обращался в отдел по учету и распределению жилой площади об изменении состава семьи.

Постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Грунина ( Николаева Н.Н.) проживающая в служебной квартире по <адрес> – 1 состоящая в списках общей очереди за с семьей из 3х человек. Включена в списки льготой очереди за .

Основанием явилось заключение КЭК от ДД.ММ.ГГГГ Самарского ГПНД об инвалидности 2 гр. и праве на дополнительную жилую площадь.

ДД.ММ.ГГГГ Грунин В.Б. вновь обращался с заявлением об изменении состава семьи – включении Шелеповой В.О. дочери сына бывшей жены в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение -р об изменении состава семьи.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г.о. Самара утверждены списки граждан имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области.

В указанном списке Николаева Н.Н. указана по . дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, основание справка МСЭ – 2001 -57722 от ДД.ММ.ГГГГ

В материалах дела также имеется заключение ВК ГУЗ Самарский ГПНД от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Николаева Н.Н. страдает тяжелой формой хронического психического заболевания при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ и Справка от 21.002.06г. о том, что Николаева Н.Н. с 1998г. находится на учете имеет право на первоочередное получение жилой площади. Аналогичное заключение ВК имеется от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно заключения врачебной комиссии Самарского ГПНД от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.Н. страдает тяжелой формой хронического психического заболевания при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Николаева Н.Н. с семьей проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес> – 1 Общая

площадь данной квартиры составляет 26.0 кв.м., жилая 16.50 кв.м. Основным квартиросъемщиком данной квартиры является Грунин В.Б.

Как видно, основанием иска является наличие у Николаевой Н.Н психического заболевания и нуждаемость ее в предоставлении жилого помещения.

Психическое заболевание включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ к тяжелым формам хронических заболеваний относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, согласно которой определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено помещение по договору социального найма общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст.2 Закона Самарской области -ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона Самарской области -ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат или на строительство и приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления по договору социального найма.

Согласно п.2 ч.1 ст.3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий имеют право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст.3 Закона -ГД органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий.

В соответствии со ст. 22 Устава г.о.Самара ( в редакции решений Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят:

а) Дума г.о.Самары -представительный орган г.о.Самары;

б) Глава г.о.Самары- высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

в) Администрация г.о.Самара- исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара;

г)Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара (далее также иные органы местного самоуправления г.о.Самара).

В соответствии с Уставом г.г.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

Согласно п. «г» ч. 4 ст.24 Устава г.о.Самара Глава городского округа Самара в решении вопросов местного значения издает в пределах своих полномочий постановления Администрации городского округа Самара по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области органам местного самоуправления городского округа Самара, а также распоряжения Администрации городского округа Самара по вопросам организации работы Администрации городского округа Самара.

Частью 1 ст. 25 Устава г.о. Самара определено, что Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

Согласно ч.1 ст. 27 Устава г.о.Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее в настоящей статье - Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Николаевой Н.Н. не предоставлено, чем нарушены права.

Согласно сведений УФРС по Самарской обрасти и ФГУП «РТИ» Николаева Н.Н. собственности строений и приватизированного жилья не имеет.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища

Согласно ст. 5,6,8 Закона -ГД Органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком противоречат ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ - ГД « О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и Устава г.о. Самара согласно которого в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Глава, Администрация и Департамент управления имуществом городского округа Самары в пределах своей компетенции, обязаны осуществить предоставление истцам предоставление жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета. Также исходя из полномочий возложенных на Департамент управления имуществом при предоставлении жилого помещения в данном случае истца он обязан заключить с ними договор социального найма.

Доводы ответчиков о необходимости предоставления социальной выплаты в данном случае суд считает неубедительными.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Как видно из пояснений Николаевой Н.н. в судебном заседании она желает получить жилое помещение, а не социальную выплату.

Кроме того суд учитывает то обстоятельство, что при предоставлении социальной выплаты права Николаевой Н.Н. будут нарушены, поскольку согласно пункту 3.10 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Порядок), право на дополнительную площадь не учитывается при расчете социальной выплаты.

Требования прокурора, обращенные к правительству суд считает удовлетворению не подлежат.

Составление проекта областного бюджета организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управлении я финансов Самарской области, которое также является главным финансовым органом Самарской области согласно Положения о министерстве управления финансами Самарской области утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанного положения Министерство выступает от имени казны Самарской области в отношениях с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления..

Согласно Определения Верховного суда РФ 46-Г08-27 от ДД.ММ.ГГГГ по представлению прокурора Самарской области указывающем на то, что размер бюджетных средств недостаточен и не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся граждан, что ведет к нарушению их прав, в соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

В соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

Как следует из вышеуказанных норм права финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусмотрены в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с требованиями закона внесение изменений в областной бюджет допускается путем принятия соответствующего закона Самарской Губернской Думой. Правительство Самарской области не обладает полномочиями по внесению изменений в областной бюджет.

Закон Самарской области ГД «Об областном бюджете. .» регулирует бюджетные правоотношения на территории области, участниками которых ни дети инвалиды, ни инвалиды, ни прокурор не являются.

Таким образом ссылки прокурора на недостаточность установленного указанным Законом размера субвенций на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями истцов не основаны на законе.

руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г.Самары в интересах Николаевой Надежды Николаевны удовлетворить частично.

Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа
Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить вне очереди жилое помещение в черте городского округа Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям Николаевой Надежде Николаевне согласно действующему законодательству из средств областного бюджета.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара
заключить договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

В удовлетворении требований к Правительству Самарской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение изготовлено 04.02.11г.

Судья Дурнова Н.Г.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Секретарь