РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гаврилиной Екатерины Константиновны, Абрамов Александра Николаевича и Пузиковой Виктории Анатольевны к Министерству имущественных отношений Самарской области, Территориальному управлению Росимущества Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об устранении препятствий в пользовании земельным участком и к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гаврилиной Екатерины Константиновны, Абрамов Александра Николаевича и Пузиковой Виктории Анатольевны к Министерству имущественных отношений Самарской области, Территориальному управлению Росимущества Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об устранении препятствий в пользовании земельным участком и к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок, установил: Гаврилина Е.К., Абрамов А.Н. и Пузикова В.А. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, Территориальному управлению Росимущества Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара об устранении препятствий в пользовании земельным участком и к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок. В обоснование иска указывает, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А: с долями в размере <данные изъяты> соответственно. Они обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> и в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением с предоставлении в собственность земельного участка площадью 371,40 м2, расположенного по адресу: <адрес>А, на котором находится принадлежащее им строение. При изготовлении МУП <адрес> «Городской земельный центр» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, выяснилось, что в отношении части данного земельного участка уже осуществлен государственный кадастровый учет. То есть имеет место пересечение границ. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 13503 м2 в границах улиц <адрес> с разрешенным использованием: для строительства второй очереди жилой застройки квартала №. Сведения о регистрации прав отсутствуют. Постановка на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ произведена с нарушением, поскольку на момент осуществления кадастрового учета их земельный участок был сформирован, имел четко обозначенные границы. Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № является препятствием для регистрации права собственности на принадлежащий им земельный участок. Просят обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества Самарской области и Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения их прав как собственников жилого дома и земельного участка площадью 371 м2, расположенных по адресу: <адрес>, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 13503 кв.м. по адресу: <адрес>, в границах <адрес>. В судебном заседании истцы и их представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Волков М.В. заявленные требования поддержали. Ответчики - Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара, представителей в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещены (л.д. 85-87), отзывов на иск не представили. Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кулинко О.С. иск не признала. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус ранее учтенного. Снять с кадастрового учета такой земельный участок можно только путем преобразования. Его границы описаны по материалам межевания. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Пузикова Д.Д., Гаврилина Е.К. и Абрамов А.Н. являются участниками общей долевой собственности на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, с размерами долей <данные изъяты> соответственно (л.д. 6-8). Как поясняют истцы, они осуществляют фактическое пользование земельным участком площадью 371,40 м2. При этом ни этот земельный участок, ни земельный участок, непосредственно занимаемый объектом индивидуального жилищного строительства, им на праве собственности не принадлежат. Собственник вправе требовать устранения всяких не основанных на законе или договоре препятствий в осуществлении им права собственности, от кого бы эти препятствия ни исходили. Вместе с тем, в судебном заседании истцы не смогли пояснить, какие нарушения их права собственности на объект индивидуального жилищного строительства создаются в настоящее время Министерством имущественных отношений <адрес>, Территориальным управлением Росимущества по <адрес> и Департаментом управления имуществом г.о. Самара. Из материалов дела также не усматривается наличие препятствий в осуществлении истцами права общей долевой собственности на строение. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Поскольку факт нарушения прав истцов на объект индивидуального жилищного строительства не доказан, в удовлетворении данного требования надлежит отказать. Требование об обязании устранить нарушения прав истцов как собственников земельного участка площадью 371 м2 по адресу: <адрес>А, удовлетворению также не подлежит, поскольку истцы собственниками данного объекта не являются, что ими не отрицалось. О нарушении фактического владения данным земельным участком, а также о создании препятствий в осуществлении пользования им со стороны трех вышеуказанных ответчиков истцы не заявляли. Из материалов дела усматривается, что истцы обращались в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 371 м2 в собственность (л.д. 18-19), однако схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не была изготовлена из-за наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 24-26). ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> представлено кадастровое дело в отношении вышеуказанного земельного участка (л.д. 88-150), из которого усматривается, что данный земельный участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ООО «НТЦ АСД» на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении проекта границ земельного участка площадью 13503, 90 м2 и предоставлении его в аренду сроком на 5 лет ООО «НТЦ Архитектура Строительство Дизайн» для строительства второй очереди жилой застройки квартала №. В кадастровом деле имеются материалы межевания, описание земельного участка, сведения о его границах. Земельный участок имеет статус ранее учтенного (кадастровый учет осуществлен до вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Статьей 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен режим ранее учтенных объектов недвижимости. В соответствии с указанной статьей, государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного федерального закона (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер. Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Основания для снятия земельного участка с кадастрового учета исчерпывающим образом определены в п.2 ст.25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 названного закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости. Преобразование земельного участка не осуществлялось, в связи с чем требование о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета удовлетворению не подлежит. Истец ссылается на п.1 ст.25 и п.4 ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Однако данное законоположение применимо, как это следует непосредственно из приведенного текста, лишь к образованным объектам недвижимости, т.е. к тем, которые поставлены на учет в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения об этих объектах изначально носят временный характер. Между тем, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № проводился в соответствии с ранее действовавшим ФЗ «О государственном земельном кадастре», который подобных положений не содержал, возможности внесения в государственный земельный кадастр сведений временного характера не предусматривал. Мнение заявителя о том, что отсутствие государственной регистрации прав на данный земельный участок позволяет применить к нему положения п.4 ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является ошибочным, поскольку сведения об этом земельном участке не носили изначально временного характера. Кроме того, из материалов дела усматривается, что площадь пересечения испрашиваемого заявителем земельного участка и земельного участка с кадастровым номером № незначительна по сравнению с площадью всего земельного участка с кадастровым номером № (13503 м2). Последний является сформированным земельным участком, предназначенным для строительства, и может быть предоставлен для указанной цели в порядке, установленном земельным законодательством. У истцов не имеется заинтересованности в снятии с кадастрового учета данного земельного участка в целом, истцы намерены приобрести право лишь на его часть. При таких обстоятельствах снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № даже если бы оно допускалось законодателем, нарушило бы разумный баланс частного и публичного интересов, поскольку повлекло бы необходимость повторного выполнения процедуры формирования земельного участка в случае его предоставления для строительства, с соответствующими затратами средств бюджета. Вместе с тем, наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № является препятствием для утверждения схемы расположения испрашиваемого истцами земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, но само по себе не препятствует приобретению истцами прав на испрашиваемый земельный участок. Поскольку права на земельный участок с кадастровым номером № не зарегистрированы, данный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности. Следовательно, заинтересованные физические и юридические лица вправе приобрести права на данный земельный участок либо его часть в порядке и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей связанных со строительством, в пределах городского округа Самара осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Как следствие, названный орган государственной власти осуществляет распорядительные полномочия и в отношении земельного участка с кадастровым номером № Истцы, полагающие, что у них имеется право на приватизацию части земельного участка с кадастровым номером № вправе обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о преобразовании данного земельного участка путем его раздела в порядке, предусмотренном ст.11.4 ЗК РФ, по указанным ими границам. После проведения раздела они могут обратиться с заявлением о предоставлении им соответствующего образованного при разделе земельного участка. При отказе в проведении раздела земельного участка истцы не лишены права требовать его раздела в судебном порядке. Таким образом, наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № государственная собственность на который не разграничена, не обремененного правами третьих лиц, само по себе не является препятствием для приобретения истцами права на испрашиваемый ими земельный участок, оно лишь изменяет техническую процедуру приобретения этих прав. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцами, заявившими требование о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета, избран ненадлежащий способ защиты права. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь