О признании незаконным отказа о постановке на учет для получения гос. жил .сертификата



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трифонова Павла Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третье лицо Военный комиссариат Самарской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения государственного жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Трифонов П.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения государственного жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. В обосновании своих требований указал, что с 1977 года он проходил военную службу в рядах вооруженных сил. 29.10.2004 года был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 27 лет.

После увольнения, в январе 2006 года он переехал из Украины в Россию на постоянное место жительства и зарегистрировался в городе Самаре в квартире знакомых, принадлежащей им на праве собственности, однако фактически там не проживает, а снимает за плату комнату в общежитии.

Как гражданин РФ, уволенный с военной службы, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, он обратился в жилищную комиссию администрации <адрес> и распоряжением Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ -Р был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилой площади, но не в льготную, а общую очередь за , о чём ему сообщено извещением от ДД.ММ.ГГГГ .

Узнав о подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в январе 2011 года он обратился в департамент управления имуществом г.о. Самара для постановки его на учёт на получение государственного жилищного сертификата, однако ДД.ММ.ГГГГ за получил отказ во включении его в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата.

Отказ департамента мотивирован тем, что право на получение государственного жилищного сертификата, в соответствии с п.п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, имеют уволенные с военной службы граждане, нуждающиеся в получении жилых помещений, вставшие на учёт в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года, а также тем, что в списке военнослужащих запаса-очередников на получение жилых помещений в г.о. Самара он не состоит.

Данный отказ, по его мнению, не соответствует закону по следующим основаниям. Так, в соответствии с действующим законодательством жилые помещения военнослужащим предоставляются по месту прохождения службы либо в избранном ими месте жительства.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных со службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учёта военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В соответствии с п.6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в счёт средств федерального бюджета признаются, в том числе, граждане, проходившие военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполниельной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности МВД РФ или Министерства юстиции РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пункт 7 Правил предусматривает, что основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Он, как гражданин РФ, уволенный с военной службы, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, обратился в жилищную комиссию администрации <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилой площади, но не в льготную, а в общую очередь за , о чём ему было сообщено извещением от 06.11.2009 года №15-07-25/83592. Данные действия департамента необоснованны.

Также необоснованна и ссылка Департамента на п.п. «г» п.5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 о том, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 01.01.2005 года, т.к. в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 года №5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы в связи с жалобами ряда граждан» военнослужащие были уравнены в жилищных правах». Из пункта 2.3 данного Постановления усматривается, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вводящие для граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01.01.2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильём по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции РФ право на жилище и противоречат ст. 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Согласно пункту 2 Постановления, с 01.01.2005 года граждане, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильём, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, могут обеспечиваться жильём посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным отказ департамента управления имуществом г.о. Самара от 14.02.2011 года № 15-07-25/6070 и обязать департамент включить его в список участников подпрограммы для получения государственного
жилищного сертификата, в соответствии с п.п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий
граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в качестве нуждающегося в получении
жилого помещения в г.о. Самара.

В судебном заседании, заявитель поддержал заявленные требования в полном объёме по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель департамента управления имуществом администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку, с 01.01.2005 года департамент не осуществляет учёт данной категории граждан.

Представитель военного комиссариата Самарской области, привлечённого к участию в деле, также просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьёй 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие, принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти.

Из материалов дела следует, что Трифонов П.Н., как гражданин РФ, уволенный с военной службы, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, обратился в жилищную комиссию администрации Советского района города Самары. Распоряжением Главы г.о. Самара 28.10.2009 года №1932/02-Р Трифонов П.Н. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилой площади, за №14354, о чём ему сообщено извещением от 06.11.2009 года №15-07-25/83592.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в январе 2011 года Трифонов П.Н. обратился в департамент управления имуществом г.о. Самара для постановки его на учёт на получение государственного жилищного сертификата, однако 14.02.2011 года за №15-07-25/6070 получил отказ во включении его в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата.

Отказ департамента основан на том, что право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с п.п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, имеют уволенные с военной службы граждане, нуждающиеся в получении жилых помещений, вставшие на учёт в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года. Кроме того, в списке военнослужащих запаса-очередников на получение жилых помещений в г.о. Самара он не состоит.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Правила устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас ил в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счёт средств федерального бюджета.

Таким образом, органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и принятых на учёт указанными органами в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами, до 01.01.2005 года.

Судом установлено, что Трифонов П.Н. в списке военнослужащих запаса (в отставке), очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в г.о. Самара не состоял и не состоит.

Согласно ст.49, ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия на учёт.

Судом установлено также, что Трифонов П.Н. состоит в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на 2011 год под номером 13 690.

При постановке на учет в органы местного самоуправления граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, указанными органами не учитывается федеральное законодательство, предусматривающее обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, в том числе Правила. Так, согласно определению Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года №2н-9/09 в соответствии с с.п.п.13-14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, постановка на учёт и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п.14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 06.09.1998 года №1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей до 01.01.2005 года.

Между тем, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильём, то в соответствии с п.п. 3 и 12 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, следует признать, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учёту и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 01.01.2005 года, противоречат закону и в силу ст.120 Конституции РФ ч.2 ст.11 ГПК РФ применению не подлежат.

С учётом изложенного, в настоящее время органы местного самоуправления не имеют законных оснований для постановки Трифонова П.Н. на учёт нуждающихся в жилых помещениях по льготному основанию в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года №76-ФЗ.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что органы местного самоуправления не имеют законных оснований для постановки Трифонова П.Н. на учёт нуждающихся в жилых помещениях по льготному основанию, суд приходит к выводу о том, что его требования о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения государственного жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Трифонова Павла Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения государственного жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2011 года.

Председательствующий: /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья