РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара 01 августа 2011г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Игожевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3406/11 по заявлению Антонова Геннадия Александровича об обжаловании отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара об утверждении проекта границ земельного участка, УСТАНОВИЛ: Антонов Г.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара, указав, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 583,5 кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, занимаемого частью жилого дома с приусадебным участком. Вместе с заявлением им были приложены все необходимые документы в соответствии с Порядком. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявителем самостоятельно сданы документы в Департамент управления имуществом г.о. Самара с просьбой утверждения проекта границ фактически занимаемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившийся в невозможности утверждения проекта границ, испрашиваемого земельного участка, в связи с несоответствием градостроительному зонированию территории, указывая, что местоположение спорного объекта приходится на зону – Ж4 (многоэтажная 5-16 этажей многоквартирная застройка) в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.о. Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в водоохраной зоне озера. Ссылаясь на то, что отказ Департамента нарушает законные права и интересы заявителя, Антонов Г.А. просил суд признать его незаконным, обязать Департамент в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению утвердить схему расположения земельного участка площадью 584 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> используемого под «часть жилого дома с приусадебным участком» на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В судебном заседании представитель заявителя Смирнова Е.А., действующая на основании доверенности, доводы заявления поддержала в полном объеме, уточнив в части дополнительных правовых оснований, пояснив при этом, что согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами, вне зависимости от правил землепользования и застройки, установленными в данном населенном пункте. Пунктом 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, объекты капстроительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капстроительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Правила № 951 от 15.07.10г. отменены определением Самарского областного суда от 05.05.11г. и считаются недействующими на территории городского округа. Следовательно, Правила № 61 от 2001г. также нельзя считать действующими на территории г.о. Самара, так как приняты до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. не соответствуют градостроительному зонированию территории и фактическому расположению застройки, не прошли определенную процедуру согласования и т.п. Следуя норме закона Самаркой области № 24 – ГД от 06.04.11г. до утверждения на территории муниципального образования Правил, в границах которого испрашивается земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Антонова Г.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Антонов Г.А. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самары с заявлением № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 9). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал Антонову Г.А. в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж4) и находится в водоохраной зоне озера, использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, не соответствует разрешенным видам использования недвижимости в указанной зоне. Суду также предоставлен проект границ земельного участка под индивидуальный дом с приусадебным участком (л.д. 8). Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001г. граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме что и прежний их собственник. Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами, вне зависимости от правил землепользования и застройки (далее - Правил), установленными в данном населенном пункте. Пунктом 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, объекты кап. строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капстроительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Определением Самарского областного суда от 05.05.11г. отменены и считаются недействующими на территории городского округа Правила № 951 от 15.07.10г. Законом Самаркой области № 24 – ГД от 06.04.11г. предусмотрено что, до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок Правил, земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. Пункт 1 части 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли водоохранных зон рек и водоемов относятся к землям природоохранного назначения, которые, в свою очередь, относятся к землям особо охраняемых территорий (часть 2 статьи 94 ЗК РФ). Пункт 4 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Пункт 5 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. При этом пункт 5 статьи 20 ЗК РФ не устанавливает запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне, а следовательно, во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением, у собственника возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Рассматриваемая категория земельных участков исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота, в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию, факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, то есть при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Исходя из вышеизложенного действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта. Следовательно, если у гражданина возникло правомерное пользование земельным участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он имеет право приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Согласно ответу Министерства Лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вопросу отнесения земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> водоохраной зоне озера, ширина водоохраной зоны озера с акваторией менее 0,5 кв. км не устанавливается, поэтому вышеуказанный земельный участок находится вне береговой полосы озера. Кроме того, в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4). Использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. Однако, согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. К действиям, которые могут быть оспорены, относятся любые юридические факты, возникающие в результате деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, не оформленные в виде правовых актов и затрагивающие права и свободы заявителя. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При указанных обстоятельствах, требования заявителя суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконными действия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под «часть жилого дома с приусадебным участком» на кадастровой плане (карте) соответствующей территории. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 3 (трех) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 03.08.2011 г.