о взыскании страхового возмещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.07.2010 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Терехиной Елены Дмитриевны к администрации Ленинского района города Самары, третьи лица МП «Спецремстройзеленхоз» и Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Терехина Е.Д. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района города Самары о возмещении ущерба.

В обоснование своих требований указала, что ей на праве собственности принадлежит автомобиль Номер обезличен

09.10.2009 года в 16 час. 30 мин. данный автомобиль находился напротив подъезда ..., где на него упало дерево (тополь).

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.10.2009 года повреждение автомобиля произошло в результате падения дерева, находящегося вблизи места парковки транспортного средства.

В соответствии с экспертным заключением №2237/1009 стоимость восстановительного ремонта повреждённого автомобиля составляет 426 615 руб.

По её мнению ущерб причинён по вине администрации Ленинского района города Самары, поскольку, именно администрация не обеспечила своевременный снос аварийного дерева, в результате падения которого был причинён ущерб.

18.09.2009 года жильцы дома ... обращались в администрацию Ленинского района города Самары с письмом о необходимости сноса аварийных тополей, опасных для жителей, включая упавшее дерево, однако заявление было оставлено без рассмотрения.

Жителями дома ..., явившимися свидетелями падения дерева, 09.10.2009 года был составлен акт, подтверждающий факт того, что дерево было гнилое и трухлявое, что свидетельствует о его ненадлежащем содержании. Данный факт подтверждается также фотографиями, сделанными ею сразу же после падения дерева.

Ссылаясь на то, что ущерб причинён в результате неисполнения обязанности Администрации Ленинского района города Самары по организации текущего содержания упавшего дерева, и в результате незаконного бездействия данного органа после получения заявления от жителей дома ... об аварийном состоянии указанного дерева, а также на то, что до настоящего времени ущерб не возмещён, просила суд взыскать с ответчика причинённый материальный ущерб в размере 429 815 руб., расходы оплату услуг представителя в размере 20 000 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 520 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 900 руб.

В последующем представитель истицы уточнила свои требования, просила суд взыскать с ответчика причиненный материальный ущерб в размере 429 815 руб., утрату товарной стоимости автомобиля в размере 41 646 руб., оплату услуг представителя в размере 20 000 руб., расходы связанные с оформлением доверенности в размере 520 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 900 руб.

В судебном заседании представитель истцы, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель администрации Ленинского района г.о. Самары, действующая на основании доверенности, заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать.

Представители МП «Спезремстройзеленхоз» и Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, действующий на основании доверенностей, поддержали заявленные истицей требования, просили их удовлетворить. 

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Положениями ст.1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что Терехиной Е.Д. на праве собственности принадлежит автомобиль Номер обезличен

09.10.2009 года в 16 час. 30 мин. данный автомобиль находился напротив подъезда ... где на него упало дерево (тополь). В результате падения автомобилю причинены значительные механические повреждения.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.10.2009 года повреждение автомобиля произошло в результате падения дерева, находящегося вблизи места парковки транспортного средства.

В соответствии с экспертным заключением №2237/1009 стоимость восстановительного ремонта повреждённого автомобиля составляет 426 615 руб.

Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 года №404 «Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара» утверждён порядок охраны и содержания зелёных насаждений, а также порядок сноса зелёных насаждений и порядок сноса аварийных зелёных насаждений.

Пунктом 5 главы 24 Правил предусмотрено, что выполнение функций по охране и содержанию зелёных насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории г.о., осуществляется Администрацией г.о. Самара. За уничтожение и повреждение зелёных насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории г.о. Самара, взимается компенсационная стоимость (глава 24 п.6 Правил).

Порядок сноса зелёных насаждений определён пунктами 16-22 главы 26 Правил.

Согласно п.16.1 Правил до момента выбора специализированной организации, осуществляющей организацию и проведение работ по подготовке документации для выдачи разрешений (подготовки проектов постановлений Главы г.о. Самара) на снос зелёных насаждений в рамках действующего законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, расчёт компенсационной стоимости и оформлении документации на выдачу разрешений (подготовки проектов постановлений Главы г.о. Самара) на снос зелёных насаждений осуществляет Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара. Снос зелёных насаждений в количестве менее 10 осуществляется в соответствии с разрешением, выданным Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара (кроме случаев предусмотренных п.23 Правил).

Порядок сноса аварийных зелёных насаждений определяется п.23 главы 27 Правил. Так, заявка на снос аварийных насаждений, а также заявка на снос зелёных насаждений в случае недостаточной освещённости помещений из-за затенения деревьями, произрастающими на территориях административных районов г.о. Самара, направляется заявителем в территориальные органы Администрации г.о. Самара.

Заявка рассматривается территориальным органом администрации г.о. Самара, и осуществляется процедура формирования комиссии для выхода на место. Целью работы комиссии является составление акта оценки зелёных насаждений с указанием сносимых зелёных насаждений. (П.23).

Если заявка направляется собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, комиссия формируется в следующем составе: представители территориального органа администрации г.о. Самара, специализированной организации, осуществляющей содержание жилищного фонда, и заявителя.

В случае если зелёные насаждения произрастают на земельном участке, отнесённом к составу общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, обязательно проводится общее собрание собственников многоквартирного дома с оформлением протокола общего собрания. (П.23.1).

В случае если заявителем является юридическое лицо (организация, учреждение, предприятие), комиссия формируется в следующем составе: представители территориального органа администрации г.о. Самара и заявителя. (П.23.2).

В иных случаях состав комиссии определяется территориальными органами администрации г.о. Самара самостоятельно (П 23.3).

Решение вопросов по сносу зеленых насаждений, указанных в пункте 23, находится в компетенции территориальных органов администрации г.о. Самара (П.24).

Таким образом, согласно Правилам, администрация района может только принять решение о сносе аварийных насаждений только при соблюдении определённого порядка, в том числе обязательного наличия заявки на снос зелёных насаждений.

В соответствии с Регламентом администрации Ленинского района г.о. Самара все документы, поступившие в администрацию района, подлежат регистрации в отделе подготовки, прохождения и контроля документов (п.2.2.1.)

На полученных документах проставляется регистрационный штамп, в котором указывается дата поступления, индекс журнала входящей корреспонденции по номенклатуре дел и отделённый от него косой чертой порядковый входящий номер. Штамп проставляется на лицевой стороне первого листа документа в правом нижнем углу.

Истицей в качестве подтверждения обращения в администрацию Ленинского района граждан дома, возле которого упало дерево и повредило автомобиль, представила копию соответствующего обращения. Между тем, данное обращение не соответствует требованиям, предъявляемым к документам, на которых в обязательном порядке ставятся входящие реквизиты. Таким образом, доказательств, подтверждающих, что в администрацию Ленинского района г.о. Самара поступало обращение граждан о необходимости сноса аварийного дерева, не представлено.

Согласно Уставу г.о. Самара администрация Ленинского района является территориальным органом администрации г.о. Самара, а не органом местного самоуправления.

Круг полномочий администраций районов г.о. Самара определён Положением о территориальных органах администрации г.о. Самара, утверждённым решением Думы г.о. Самара от 31.05.2007 года №435 (далее - Положение), а также Распоряжением Главы г.о. Самара от 11.04.2007 года №144-р (в ред. Распоряжения Главы г.о. Самара от 07.02.2008 года №13-р). Согласно п.2.1.8. Положения на администрацию района возложены полномочия по организации работ по благоустройству и озеленению района.

Понятие «озеленение» дается в Правилах: озеленение - посадка зелёных насаждений, устройство цветников, газонов, ландшафтных композиций, систем полива и прочих работ по озеленению, а также приобретение посадочного материала.

Содержание зелёных насаждений - это реконструкция и снос зелёных насаждений. Реконструкция зелёных насаждений - комплекс агротехнических мероприятий по замене больных и усыхающих деревьев и кустарников, улучшению породного состава, а также обрезке древесно-кустарниковой растительности. Снос зелёных насаждений - уничтожение, повреждение или выкапывание зелёных насаждений, которое повлекло прекращение их роста, гибель или утрату.

Таким образом, законодатель даёт чёткое разделение понятий озеленение и реконструкция зелёных насаждений. В данном случае администрация района уполномочена проводить только работы по озеленению района и принятию решения (по заявке) по сносу аварийных деревьев. Сам снос аварийных деревьев администрация района не проводит.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной организации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и   (или) получателями бюджетных средств. Администрация в силу Устава г.о. Самара является территориальным органом администрации г.о. Самара, а не органом местного самоуправления.

В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства и экологии администрации г.о., утверждённого Решением Думы г.о. Самара от 31.07.2008 года №637 департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере городского хозяйства и экологии (п.1.1).

Пункт 3.1. Положения предусматривает, что департамент осуществляет функцию заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов городского хозяйства (в т.ч. зелённых насаждений). Участвует в планировании и формировании муниципального заказа в рамках доведенных бюджетных ассигнований и подготовке заявок-поручений на размещение заказа в пределах своей компетенции (пункт 3.5.).

Согласно п. 3.13, 3.14 в пределах своей компетенции обеспечивает и разрабатывает план работы по ремонту, реконструкции, строительству и содержанию объектов городского хозяйства, (п.3.17) осуществляет функции заказчика работ по выполнению природоохранных мероприятий.

Таким образом, ссылка истицы на незаконное бездействие администрации Ленинского района, не основано на положениях действующего законодательство. Кроме того, указания на то, какое бездействие в рамках своих полномочий было допущено администрацией района, указано.

 Ссылка истицы в исковом заявлении на Постановление Главы города Самары от 06.08.1996 года №1041 «О закреплении городских территорий и элементов благоустройства», является несостяотельной. Так, Постановление Главы города Самары от 06.08.1996 года №1041 фактически утратило силу т.к. в указанном Постановлении указывается на то, что при формировании городского и районных бюджетов на 1997 год предусмотреть выделение необходимых средств на содержание дополнительно закрепленных объектов, их ремонт, инвентаризацию, приобретение механизмов и спецтехники ни их содержание. Более того, Правила предусматривают совершенно иной порядок содержания зелёных насаждений.

В соответствии с п. б ч. 5 ст. 23 Устава г.о. Самара утверждение бюджета г.о. Самара относится к компетенции Думы г.о. Самара. Согласно решению Думы г.о. Самара от 11.12.2008 года N678 «О бюджете г.о. Самара на 2009 год», решению Думы г.о. Самара от 08.12.2009 №828 «О бюджете г.о. Самара на 2010 год» денежные средства на содержание и зелёных насаждений территориальными органами администрации г.о. Самара ни на 2009 год, ни на 2010 год в бюджет г.о. Самара, не заложены.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то, что истица не представила доказательств тому, что в администрацию Ленинского района г.о. Самара поступало обращение граждан о необходимости сноса аварийного дерева, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Терехиной Елены Дмитриевны к администрации Ленинского района города Самары, третьи лица МП «Спецремстройзеленхоз» и Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара о возмещении ущерба – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2010 года.

Председательствующий                                           /подпись/                                          В.П. Сурков

Копия верна: судья