оспаривание решения ОМСУ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействительным постановления администрации г.о. Самара об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении и возложении на администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г.о. Самара об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении и возложении на администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении. В обоснование своих требований указала, что является тружеником тыла, в силу чего, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». В частности, законодателем предусмотрены меры социальной поддержки для лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённых орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Факт того, что она является ветераном Великой Отечественной войны, подтверждается соответствующим удостоверением.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», нуждающимися в жилых помещениях признаются ветераны Великой Отечественной войны..., являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы площади жилого помещения.

Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» (в их числе ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла) установлена учётная норма в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, для проживающих в квартирах коммунального заселения.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о принятии её на учёт, как труженика тыла для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

На заседании комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с тем, что менее 5 (пяти) лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. В её адрес Департаментом управления имуществом г.о. Самара было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей отказано в постановке на учёт в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы.

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального фонда на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Анализ вышеназванных решения комиссии и постановления показывает, что у них разные основания отказа. Так, решение комиссии основано на ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, а в постановлении указано на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Не вызывает сомнений, что это разные основания отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54 ЖК РФ). Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно принято в соответствии с протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, основания отказа в решении комиссии по жилищным вопросам и постановлении Администрации г.о. Самара должны быть аналогичны.

Кроме того, в ответе руководителя Департамента управления имуществом г.о. ФИО3 Черепанова от ДД.ММ.ГГГГ на депутатский запрос Депутата Думы г.о. ФИО4 Гришина, который направлен и в её адрес, отражено, что решение комиссии по жилищным вопросам, которым ей отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, принято ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем в постановлении Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ упоминается протокол заседания комиссии по жилищным вопросам с другой датой, а именно от ДД.ММ.ГГГГ.

Подобные несоответствия указывают на формальный подход Департамента к конкретным обстоятельствам дела, о нежелании вникнуть в существо дела, что в итоге привело к принятию решения комиссии и постановления Администрации, которые не соответствуют закону.

Относительно наличия у неё ранее в собственности жилого помещения, указала, что данном случае имеется в виду объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 42 кв. м. Однако она была не единственным собственником этого жилого помещения, как это указывается Департаментом, оно находилось на праве общей долевой собственности (с равными долями, по 1/4 доле у каждого) у неё и её детей - ФИО5, ФИО6, а также внука ФИО7 Математический расчёт подтверждает, что на её долю от общей площади указанного жилого помещения приходилось лишь 42 кв. м : 4 = 10,5 кв. м, т.е. менее учётной нормы, установленной Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение было ею и её родственниками – сособственниками, продано. Продажа никаким образом не имела отношения к последующей постановке на учёт, денежные средства были ей необходимы для лечения, поскольку, у неё онкологическое заболевание.

Кроме того, указанное недвижимое имущество находилось на территории <адрес> - самостоятельного, суверенного государства, где жилищные правоотношения регулируются Гражданским кодексом Республики Армения. Жилищный кодекс РФ действует на территории РФ, его юрисдикция на территорию Республики Армения не распространяется. Таким образом, факт отчуждения ею недвижимости на территории Республики Армения не может служить основанием для отказа в постановке её на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Жилого помещения на территории РФ у неё не имеется. Из справки ОУФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она состояла на миграционном учёте, как иностранная гражданка по адресу: <адрес> периоды: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по месту жительства по тому же адресу в связи с получением разрешения на временное проживание сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была признана гражданкой РФ и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею оформлен паспорт гражданина РФ. ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по этому адресу постоянно.

По данным органов Ростехинвентаризации и Управления Росреестра у неё нет объектов недвижимости в собственности. Жилое помещение в муниципальном жилищном фонде ей также не предоставлялось.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было для неё единственным и постоянным местом жительства на территории РФ. На момент подачи ею заявления в Департамент управления имуществом она была зарегистрирована и проживала по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение представляет собой трёхкомнатную квартиру, общей площадью 77,1 кв. м. Оно находилось в собственности её снохи - ФИО8 Она в этой квартире была зарегистрирована, как член семьи собственника. Кроме неё были зарегистрированы еще шесть человек, включая собственника.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 продала вышеуказанное жилое помещение ФИО9 Влиять на право распоряжения принадлежащим собственнику имуществом, она не могла. Отчуждение этого жилого помещения произведено не ею, а другим лицом – его собственником. В настоящее время решением суда по иску нового собственника она выселена из данного жилого помещения, со снятием с регистрационного учёта. Решение вступило в законную силу.

На момент оформления регистрации по адресу: <адрес>, она не предполагала, что собственник данной квартиры будет её продавать, и она останется вообще без жилья. Вместе с тем из акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, справки с места жительства, следует, что по вышеназванному адресу она проживает с составом семьи шесть человек. Математический расчёт показывает, что от общей площади 77,1 кв. м на семь проживающих приходится 11,01 кв.м, то есть менее учетной нормы, которая составляет 14 кв. м.

Таким образом, ни в жилом помещении, которое ранее было у неё в собственности на территории Республики Армения, ни в жилом помещении на территории РФ, общая площадь занимаемого ею жилого помещения всегда была менее учётной нормы - 14 кв. м, что давало ей право постановки на учёт. В подобной ситуации говорить о преднамеренном ухудшении жилищных условий нет оснований, поскольку, после продажи и регистрации она не создавала себе нуждаемость, а лишь сохранила её.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Между тем ею были представлены документы, подтверждающие право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а именно договор найма, справка с места жительства, акт проверки жилищных условий и другие.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД обеспечение жильём ветеранов осуществляется путём предоставления социальной выплаты - средств федерального бюджета, которые единовременно безвозмездно предоставляются ветерану на приобретение жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» социальная выплата рассчитывается исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по <адрес>. Вместе с тем, право на получение социальной выплаты имеет только ветеран Великой Отечественной войны, принятый на учёт. Труженикам тыла данная выплата производится из областного бюджета. Таким образом, незаконный отказ в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, лишает её возможности получить вышеназванную социальную выплату.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, она просила признать недействительным постановление администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании её нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении, в установленном законом порядке, с момента первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заявитель и её представитель заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель администрации г.о. Самара и департамента управления имуществом г.о. Самара, действующие на основании доверенностей, оставили разрешение вопроса на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о принятии её на учёт, как труженика тыла для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>».

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», нуждающимися в жилых помещениях признаются ветераны Великой Отечественной войны..., являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы площади жилого помещения.

Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» (в их числе ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла) установлена учётная норма в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, для проживающих в квартирах коммунального заселения.

Установлено, что на заседании комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в постановке ФИО1 на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с тем, что менее 5 (пяти) лет назад ею совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. В адрес ФИО1 Департаментом управления имуществом г.о. Самара направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей отказано в постановке на учёт в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы.

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежала 1/4 доля в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляла 42 кв. м. т.е. ей на праве собственности принадлежало жилое помещение с площадью менее учётной нормы, установленной Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 кв. м. 3/4 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение принадлежало её сыновьям и внуку, т.е. каждому по 1/4 доле.

Установлено также ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение собственниками продано.

Судом установлено, что жилого помещения на территории РФ у ФИО1 не имеется. Жилое помещение в муниципальном жилищном фонде ей также не предоставлялось.

Согласно справке ОУФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла на миграционном учёте, как иностранный гражданин по адресу: <адрес> периоды: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по тому же адресу в связи с получением разрешения на временное проживание сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана гражданкой РФ и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею оформлен паспорт гражданина РФ. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по этому адресу постоянно.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлась единственным и постоянным местом жительства ФИО1 на территории РФ. На момент подачи ФИО1 заявления в Департамент управления имуществом она была зарегистрирована и проживала по вышеуказанному адресу.

Судом установлено также, что на момент регистрации ФИО1 в вышеуказанной квартире, собственником данной квартиры являлась ФИО8 – сноха ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 продала данное жилое помещение ФИО9

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворён иск нового собственника жилого помещения – ФИО9, в частности, к ФИО1 об устранении препятствий в пользовании собственностью и снятии с её с регистрационного учёта.

При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что ФИО1 не совершала действий, приведших к ухудшению жилищных условий, поскольку, в сентябре 2010 года она распорядилась своей долей в праве общей долевой собственности, однако на её долю приходилась площадь менее учётной нормы, а также то, что жилого помещения на территории РФ у не имеется, как не имеется жилья и в муниципальном жилищном фонде, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 необоснованно отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, заявленные ею требования в указанной части, а также в части возложения на администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности поставить её на учёт нуждающихся в жилом помещении, в установленном законом порядке, основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание то обстоятельство, что первоначальное обращение ФИО1 в Администрацию г.о. Самара с заявлением о принятии на учёт, как труженика тыла для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда имело место ДД.ММ.ГГГГ, соответствующая обязанность о постановке на учёт нуждающихся на заинтересованных лиц возлагается с момента её первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара поставить ФИО1 на учёт нуждающихся в жилом помещении, в установленном законом порядке, с момента первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья