Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Морозовой Л.Н. при секретаре Сочковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Октябрьского района г. Самара к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МОУ «Самарский спортивный лицей» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г. Самара обратился с исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МОУ «Самарский спортивный лицей» о признании бездействия по непринятию мер к устранению нарушения требования законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, указывая, что входе проверки соблюдения муниципальным образовательным учреждением «Самарский спортивный лицей» (далее «МОУ ССЛ») законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установлено, отсутствие спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Просят обязать: - муниципальное общеобразовательное учреждение Самарский спортивный лицей г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствие с действующим законодательством, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), - департамент образования г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния здания Муниципального общеобразовательного учреждения Самарского спортивного лицея г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В судебном заседании представитель Прокуратуры Октябрьского района г. Самара исковые требования поддержал, однако конкретизировать свои требования в части оборудования МОУ ССЛ либо тиром, либо местом для стрельбы, либо электронным стрелковым тренажером, не смог, предложив суду решить вопрос по собственному усмотрению. Представитель Администрации г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что бездействие с их стороны отсутствует, расходные обязательства Администрации г.о. Самара по обеспечению деятельности школ исполняются в полном объеме в пределах установленных лимитов финансирования. Представитель Департамента образования г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в связи с тем, что бездействие с их стороны отсутствует, все необходимые мероприятия осуществляются в рамках государственных образовательных стандартов, денежные средства на материально-техническое оснащение учебного заведения выделяются. Представитель МОУ «Самарской спортивный лицей» в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что лицее проводятся все необходимые мероприятия по обучению детей основам военной службы, которые проводятся в рамках дисциплины «ОБЖ», также ежегодно осуществляется выезд 10-классников на военно-полевые сборы. Кроме того, в учебном заведении имеется спортивный городок с элементами полосы препятствий, на которой учащиеся занимаются на уроках физической культуры. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 11 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; В соответствии со ст. 12 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Согласно ст. 13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами В соответствии п. 7 со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы прокурора Октябрьского района г.о. Самара о бездействии ответчиков опровергаются собранными по делу доказательствами. В судебном заседании установлено, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы. Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне. Довод Прокурора Октябрьского района о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ ССЛ учебного плана на 2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям /л.д.60-65/. В соответствии с п. 13 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной служба в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Пунктом 14 указанной Инструкции определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый три или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности. Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы (электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Помимо этого, как пояснил в судебном заседании представитель МОУ ССЛ планировка здания школы и пришкольной территории не предусматривает наличие тира или места для стрельбы, кроме того, подобное оборудование может стать источником травматизма для детей, т.к. никакими образовательными стандартами не предусмотрена охрана указанных объектов. В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара. Департамент образования г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. В соответствии с Уставом МОУ ССЛ г.о. Самара учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара. Согласно тематическому плану курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в течение 40 часов учащиеся должны изучать основы военной службы в условиях практических занятий на базе воинской части по внеурочное время. Согласно Приказу Командующего войсками Центрального военного округа от 07.05.2011 г. № 254 командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования /л.д. 47/. В материалах дела имеется письмо начальника филиала ФГУ МО РФ ЦСКА согласно которого с 18.05.2011 г. по 21.05.2011 г. на спортивных базах филиала ФГУ МО РФ ЦСКА «Гребная, УСК «Стара Загора», ЦОП по плаванию «Выползово» сборов в рамках военно-патриотического воспитания с учащимися МОУ «Самарский спортивный лицей», в процессе которых были проведены занятия по стрельбе из мелкокалиберного оружия, занятия по разделам физической подготовки: ускоренное передвижение, рукопашный бой, спортивные и подвижные игры /л.д. 69/. В соответствии с приказом № по МОУ «Самарский спортивный лицей» с 18.05.2011 г. по 21.05.2011 г. учителю ОБЖ ФИО4 приказано провести военно-полевые сборы для юношей 10-х классов на учебно-материальной базе ЦСК ВВС, утвержден список учащихся 10-х классов, участвующих в военных сборах /л.д. 70/. Кроме того, об отсутствии бездействие со стороны Департамента образования г.о. Самара свидетельствует приказ № от 11.05.2011 г. согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах /л.д. 72/. Довод Прокурора Октябрьского района г. Самара о необходимости оборудования спортивного городка МОУ ССЛ элементами полосы препятствий опровергается показаниями представителя МОУ «Самарский спортивный лицей», который сообщил, что необходимое оборудование в школе имеется, учащиеся регулярно занимаются на нем на уроках физической культуры. Помимо этого, допрошенный в судебном заседании старший помощник начальника отдела призыва военного комиссариата Самарской области пояснил, что стандарты для оснащения спортивной площадки элементами полосы препятствий для учебных заведений среднего (полного) общего образования отсутствуют, законодательством предусмотрены стандарты только для Вооруженных Сил, которые не могут быть приемлемы для общеобразовательных учреждений. Таким образом, доводы Прокурора Октябрьского района г. Самара о бездействии ответчиков не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе Прокурором Октябрьского района также не представлено. Ответчиками исполняются требования действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку учащимися предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Прокурора Октябрьского района г. Самара к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МОУ «Самарский спортивный лицей» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд г. Самары. Председательствующий: Л.Н. Морозова.