РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара 03 ноября 2011г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Крайковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 4826/11 по исковому заявлению Прокуратуры Ленинского района г. Самары в интересах Гаршиной Нины Викторовны к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Гаршиной Н.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Самары была проведена проверка по обращению Гаршиной Н.В. о нарушении её жилищных прав, выразившихся в не обеспечении её жильем в связи с признанием дома непригодным для проживания. Гаршина Н.В. является нанимателем и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно распоряжению первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, прокурор Ленинского района г. Самары просил суд на основании ст. 89 ЖК РФ обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Гаршиной Н.В. жилое помещение по договору социального найма в границах населенного пункта городского округа Самара размером равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. В судебном заседании Гаршина Н.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Пюльзю А.К., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истцов. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Гаршина Н.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается карточкой прописки (л.д. 12), справкой паспортной службы (л.д. 78), копией лицевого счета (л.д. 81). Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого помещения непригодным для проживания, жилое помещение по адресу: г Самара, <адрес>, признано непригодным для проживания. Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано предоставить до конца 2010г. гражданам, занимающим жилое помещение по договору социального найма, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (л.д. 18). Суду также предоставлен акт Государственной жилищной инспекции Самарской области от апреля 2010г., акт по проверке заявлений от жильцов от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии, из которых следует, произошло обрушение потолка в жилом помещении, образовалось сквозное отверстие на чердак. На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье Гаршиной Н.В. в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, Департаменту рекомендовано произвести отселение граждан в срок до 2010г., суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара. Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары. Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара: а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством; б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара; в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара); г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара; д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара. На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара: - осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам; - осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара. Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары. Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истицы о предоставлении равнозначного жилого помещения подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Гаршиной Нине Викторовне равнозначное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах населенного пункта городского округа Самара размером равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.