РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Борякина Антона Дмитриевича об оспаривании бездействия Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Администрации г.о. Самара, Департамента финансов Администрации г.о. Самара и Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Борякина Антона Дмитриевича о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Администрации г.о. Самара, Департамента финансов Администрации г.о. Самара и Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара отказать. Взыскать с Борякина Антона Дмитриевича в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 200 рублей. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Борякина Антона Дмитриевича об оспаривании бездействия Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Администрации г.о. Самара, Департамента финансов Администрации г.о. Самара и Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, установил: Борякин А.Д. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Администрации г.о. Самара и Департамента финансов Администрации г.о. Самара и о компенсации морального вреда. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 10 минут во дворе <адрес> на него набросились две собаки, одна из них повредила зубами портфель. В ходе проведенной проверки установлено, что собаки бродячие. Полагает, что нападение на него бродячих собак стало возможным в результате неисполнения Правительством Самарской области и Администрацией г.о. Самара требования законодательства об отлове и содержании безнадзорных животных. Просит признать бездействие органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления незаконным. В ходе разбирательства дела заявитель уточнил свои требования, просит также признать незаконным бездействие Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара. В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Представитель Правительства Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Попов С.С. заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 90-93). Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Краснопевцева Т.Н. требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 83-86). Представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Зотова Е.Н. в судебном заседании заявленное требование не признала, пояснив, что Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара заключен муниципальный контракт с ООО «СКМ», предметом которого является выполнение работ по отлову безнадзорных животных (собак и пр.). Представитель Департамента финансов Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Козарез Т.С. заявленное требование не признала. Заинтересованные лица – Министерство финансов Самарской области и ООО СКМ – представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, представили письменные отзывы (л.д. 22-23, 82). Ранее представитель ООО «СКМ» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Краснов А.В. пояснил, что ООО «СКМ» является подрядчиком по муниципальному контракту на отлов безнадзорных животных. Работы выполняются по заявкам районных администраций, которые, в свою очередь, формируются по обращениям граждан. Изучив материалы дела, заслушав заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, если считает, что этим бездействием нарушены его права и свободы. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ примерно в 18 часов 10 минут на <адрес>, подвергся нападению двух собак, одна из которых порвала зубами его портфель. Молодая девушка отогнала напавших собак. Данное обстоятельство установлено ОМ № УВД по <адрес> в ходе проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном ст.144-145 УПК РФ (л.д.15), и сторонами не оспаривается. Собаки признаны бродячими, т.е. безнадзорными, в связи с чем в возбуждении уголовного дела было отказано. Заявитель считает, что нападение собак стало возможным вследствие бездействия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления г.о. Самара. В силу ст.2 Закона РФ «О ветеринарии», ст.3, 4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. В силу пп.49 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В соответствии со ст.10 Закона Самарской области «Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области», обеспечение безопасности населения Самарской области от неблагоприятного воздействия бродячих животных возложено на органы местного самоуправления, которые обязаны обеспечивать: 1) отлов в населенных пунктах на территории Самарской области бродячих животных; 2) сбор и уничтожение трупов бродячих животных; 3) иные меры в соответствии с муниципальными правовыми актами. Под бродячими животными в названном законе (ст. 2) понимаются безнадзорные собаки, находящиеся без сопровождающего лица в населенных пунктах на территории Самарской области, а также безнадзорные кошки. Пунктом 4.8 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96, ветеринарных правил ВП.ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ №, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области. В соответствии с Положением о Департаменте благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 52-55), названный Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, через который осуществляются полномочия в сфере благоустройства и экологии. В соответствии с п.3.20 Положения, Департамент участвует в обеспечении безопасности населения городского округа Самара от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных. В соответствии с п.7.1, 7.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, утв. постановлением главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, мерами по обеспечению безопасности населения г.о. Самара от неблагоприятного воздействия бродячих животных являются: отлов, стерилизация, умерщвление безнадзорных собак и кошек, сбор и уничтожение трупов бродячих животных. Меры по обеспечению безопасности населения г.о. Самара от неблагоприятного воздействия бродячих животных осуществляются специализированной организацией за счет средств бюджета г.о. Самара в соответствии с условиями муниципального контракта. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара заключен муниципальный контракт №-Б/11 с ООО «СКМ» (л.д. 61-73), в соответствии с которым подрядчик (ООО «СКМ») принял на себя обязательство оказать услуги по отлову на территории г.о. Самара безнадзорных животных и подбору их трупов с последующей утилизацией. В соответствии с технологией, описанной в приложении к договору, отлов и транспортировка безнадзорных животных проводятся планово и по заявкам. В обязанности подрядчика входит направление экипажей по адресам дислокаций стай собак и по указанным в заявке адресам дл отлова животных, поиск безнадзорных животных, отлов безнадзорных животных, их транспортировка и комиссионный подсчет. Заявки на отлов животных направляются подрядчику администрациями районов г.о. Самара. Правопреемником Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара как заказчика по данному контракту является Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара (л.д. 74). Судом установлено, что заявок от жителей района <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вопросу отлова безнадзорных животных в <адрес> не поступало (л.д. 60). При установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия органов государственной власти ФИО3 <адрес> и органов местного самоуправления г.о. Самара. Областным законодателем обязанность обеспечения безопасности населения от неблагоприятного воздействия бродячих животных, в число которых входят безнадзорные собаки, возложена на органы местного самоуправления. Компетентный орган местного самоуправления г.о. Самара – Администрация г.о. Самара определило способы защиты населения от безнадзорных животных и уполномочило орган местного самоуправления со специальной компетенцией – Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара на осуществление соответствующей муниципальной функции. Последний в соответствии с утвержденными Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара заключил муниципальный контракт, направленный на реализацию защиты населения от безнадзорных животных. Таким образом, все необходимые организационно-распорядительные меры для обеспечения защиты граждан от безнадзорных животных в настоящее время в <адрес> приняты, создан механизм решения соответствующей задачи. Следовательно, бездействия в части непринятия предусмотренных законом мер по защите населения от безнадзорных животных заинтересованными лицами опущено не было. Оценивая поведение Администрации г.о. Самара и Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в рамках гражданско-правовых отношений с ООО «СКМ» по исполнению заключенного муниципального контракта, суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении обязанностей муниципальным заказчиком. Принимая во внимание, что сообщений о дислокации в районе пересечения улиц Революционной и Подшипниковой двух безнадзорных собак в органы местного самоуправления не поступало, суд признает, что муниципальным заказчиком не было допущено непринятия мер по исполнению контракта (направлению заявок на отлов собак), при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Что касается доводов заявителя о неисполнении подрядчиком по муниципальному контракту плановых мероприятий по отлову собак и отсутствии должного контроля за этим со стороны муниципального заказчика, то в соответствии с условиями муниципального контракта, плановый отлов производится на основании сведений о местах дислокации стай собак. Заявитель подвергся нападения двух собак, что, исходя из общепринятой интерпретации соответствующего понятия, не может быть признано стаей. Доказательств того, что две напавшие на заявителя собаки имеют постоянную дислокацию в том месте, где произошло нападение, суду не представлено. Кроме того, наличие на территориях общего пользования популяции безнадзорных животных, представляющих в силу агрессивности и возможного переноса смертельно опасного инфекционного заболевания, опасность для людей, является естественным для мегаполиса явлением, вызванным целым комплексом причин. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут нести ответственность за появление безнадзорных животных. Само существование популяции безнадзорных животных следует рассматривать как один из неизбежно присущих городской среде факторов, угрожающих безопасности человека. Меры по защите граждан от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных вынужденно носят ответный, а не предупредительный, характер. Эти меры, исходя из существа проблемы, в принципе не могут обеспечить абсолютную защищенность человека от данной угрозы, их реальной целью может являться лишь снижение её уровня. Поэтому отдельные факты нападения безнадзорных животных сами по себе ещё не свидетельствуют безусловно о непринятии уполномоченными органами должных мер по защите населения, а также о недостаточной эффективности этих мер. При принятии иска судом была отсрочена уплата государственной пошлины. Неуплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Борякина Антона Дмитриевича о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Администрации г.о. Самара, Департамента финансов Администрации г.о. Самара и Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара отказать. Взыскать с Борякина Антона Дмитриевича в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 200 рублей. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам ФИО3 областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь