РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16.11.11 г. Ленинский районный суд в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г., при секретаре Кадилиной М.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Губанова Александра Николаевича, Губановой Татьяны Алексеевны, Губановой Виктории Александровны, Губанова Ярослава Александровича к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 и членам его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено для проживания жилое помещение -однокомнатная квартира общей площадью 17,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Квартира предоставлялась на основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на состав семьи из трех человек. В 2006 г. родился сын. В ордере на жилое помещение указано, что квартира служебная. В 2003 г. они в установленном законом порядке вселились в жилое помещение, с указанного времени и до настоящего времени постоянно проживают в нем, оплачивают коммунальные платежи, открыт лицевой счет. Стаж работы ФИО1 в ОВД составляет 16 лет. Ранее в приватизации жилых помещений они не участвовали, право собственности на жилые помещения за ними не зарегистрировано. Для приватизации указанной квартиры мы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара. Однако, Письмом от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в исключении занимаемой нами квартиры из состава специализированного жилищного фонда в связи с нецелесообразностью. Полагают, что решения о снятии служебного статуса и исключения названного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не требуется, т.к. квартира при передаче ее в муниципальную собственность утратила статус служебной, и они занимают квартиру на условиях социального жилищного найма. В связи с чем, просят суд признать за ними право собственности в порядке приватизации общей долевой собственности (по 1\4 доли каждому) на жилое В судебном заседании представитель ФИО1 и представитель истцов ФИО7 по доверенности, поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении, в полном объеме. Представитель Департамента управления имуществом администрации г.о.Самара по доверенности ФИО8 в судебном заседании не признала требования истца. 3-е лица, представитель ГУ ФРС по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном муниципальном жилищном фонде, включая жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условия социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести помещения в собственность. По смыслу указанного выше закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. В соответствии со ст. 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № " О приватизации жилищного фонда", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации занимаемое им жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 4 названного Закона, приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Иных ограничений для проведения приватизации жилого помещения не предусмотрено. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации Ленинского района г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 работающему в должности участкового инспектора в РОВД Ленинского района г. Самары и членам его семьи предоставлено для проживания жилое помещение - однокомнатная квартира жилой площадью 17,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. В данном ордере указано, что жилое помещение является служебным. Из копии лицевого счета на квартиру и справки с места жительства видно, что в квартире зарегистрированы: ФИО1. – квартиросъемщик, супруга – ФИО2, дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГг.р. и сын ФИО4 ДД.ММ.ГГГГг.р. Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес>, находящаяся в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> передана в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ Из справок УФРС по Самарской области и БТИ видно, что истцы не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения и собственности в Самарской области не имеют. Из Постановления Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время <адрес> в <адрес> не используется как служебная, а кроме того, не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как истцы не могут быть выселены из нее. В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. В силу ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма и решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры для ее приватизации не требуется. По смыслу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации». Из технического паспорта следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> жилой площадью 17,2 кв.м., общей площадью 32.8 кв.м. Согласно выписки по лицевому счету истцы задолженности по оплате квартплаты и коммунальных услуг не имеют. Кроме того суд учитывает то обстоятельство, что истец с сентября 1995г. проходил службу на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава ОВД. Состоял согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Ленинского РОВД в очередности на улучшение жилищных условий и в связи с предоставлением спорного жилого помещения не был снят с очереди, оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 30 Закона РФ « О милиции» Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Ссылки представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара на то, что отсутствует решение органа местного самоуправления об исключении дома из специализированного жилищного фонда безосновательны, поскольку отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на дом, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не может препятствовать осуществлению гражданами права нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцы не реализовали свое право на приватизацию по основаниям независящим от них На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить. Признать право общей долевой собственности за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в порядке приватизации на жилое помещение – однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение 10 дней. Решение изготовлено 21.11.11г Судья: подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья Секретарь
помещение - однокомнатную квартиру общей площадью 32, 80 кв.м. жилой площадью 17,20 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особо правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п.. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции РФ судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона и положения ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».