устранение нарушений



РЕШ Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.11.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.

при секретаре Кадилиной М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куйбышевского района гор. Самары к администрации г. о. Самары, Департаменту образования о возложении обязанности устранить нарушение с законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к администрации г. о. Самары, Департаменту образования о возложении обязанности устранить нарушения требований о законодательства, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МОУ СОШ № <адрес> федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки подготовки образовательных учреждений к началу учебного года установлено, что в МОУ СОШ г.о. Самары из 5 пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ1г. не выполнено 4 пункта: -п. 10 не увеличено количество санитарно-технических приборов в санитарных узлах; -п. 11 не оборудованы помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря душевым поддоном, горячим и холодным водоснабжением; -п. 12 не оборудованы все учебные помещения умывальными раковинами; -п. 17 не оборудованы отопительные приборы учебных помещений съемными деревянными защитными экранами в соответствии с требованиями п. 2.5.1. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ8-02.

Из 13 пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено 5 пунктов: -п. 1 не восстановлено разрушенное ограждение участка школы; -п. 2 не оборудовано наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны; -п.8 не проведены замеры и не представлены результаты параметров микроклимата, освещенности и уровня ионизации воздуха класса информатики, параметров яркости и освещенности, напряженности электромагнитного поля и электростатического потенциала экранов мониторов; -п.9 внутренняя отделка учебных помещений, спортивных залов, актового зала не выполнена в соответствии с п.п. 2.4.8.,2.4.9.СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02(в актовом зале стены оклеена бумажными обоями); -п. 10 выполнен частично- не оборудованы подсветки классных досок в части учебных кабинетов в соответствии с требованиями п.2.6.2.СанПиН2.ДД.ММ.ГГГГ-02.

Также в ходе проведенной проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта МОУ школа не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму», не оборудовано ограждение участка школы.

Таким образом, несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму стали возможны в результате ненадлежащего отношения ответственных лиц к своим должностным обязанностям и слабого контроля со стороны руководства.

При таких обстоятельствах МОУ школа не может обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья граждан.

Устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно в МОУ СОШ не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. Сложившиеся положение создает опасные условия нахождения в данном учреждении учеников. Так, выявленное нарушение норм санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ объективно указывает на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, выполнить внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала в соответствии с п.п. 2.4.8.,2.4.9.СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов, т.е. принять меры по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ, в пределах каждый своих полномочий.

В последующем прокурор дважды уточнял требования.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> с учетом уточнений исходя из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения дела некоторые нарушения были устранены просила обязать администрацию г. о. Самары, Департамент образования провести организационно- хозяйственные мероприятия: восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов, т.е. принять меры по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ, в пределах каждый своих полномочий.

Представитель ответчика Департамента образования г.о. Самара по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, представив отзыв.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара ФИО4 поддержала доводы Департамента образования.

Представитель 3 лица МОУ СОШ ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно МОУ СОШ не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает

Представители третьих лиц, Департамента управления имуществом г. о. Самары и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии со 24 ч. 1 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст.3 Федерального закона -Ф3 « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма

В соответствии с п. 18 ст. 16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам: организация представления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно п. 12 ст. 7 Устава к вопросам местного значения г.о. Самара относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Самара.

Согласно ст. 25 Устава г. о. Самары администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.

Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование» в связи с чем в его компетенцию входит обязанность предусмотреть необходимые средства для их получателей при подготовке бюджета. Согласно положения о Департаменте образования от ДД.ММ.ГГГГ в функции последнего входят прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий муниципальных образовательных учреждений

Из материалов дела видно, что прокуратурой <адрес> проведена проверка МОУ СОШ № <адрес> федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В судебном заседании было установлено, что органами Роспотребнадзора в МОУ СОШ 21 неоднократно проводились проверки по контролю санитарного законодательства. Так составлялись предписания от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ

Как видно из актов проверок указанных предписаний на момент проверок имели место нарушения, указанные в иске прокурором - разрушения ограждение участка школы, ненадлежащее наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, ненадлежащая внутренняя отделка учебных помещений, спортивных залов, актового зала, отсутствие подсветки классных досок в части учебных кабинетов.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

В результате невыполнения предписаний Роспотребнадзора МОУ СОШ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как установлено судом финансирование МОУ СОШ осуществляется за счет бюджетных средств и собственных средств ММУ.

Согласно Устава МОУ СОШ оно является муниципальным учреждением, его бюджет формируется из поступлений из бюджета г. о. Самара и собственных средств МОУ.

Из заявок на ремонт на 2009г., 2010г., 2011 и 2012г.. видно, что директором школы запрашивались денежные средства на восстановление разрушенного ограждения участка школы, наружного электрического освещения участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, ремонт внутренней отделки учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудование подсветки классных досок в части учебных кабинетов

Однако денежные средства в необходимом объеме выделены не были.

Устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно в МОУ СОШ не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает.

Сложившиеся положение создает опасные условия нахождения в данном учреждении учеников. Так, выявленное нарушение норм санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ объективно указывает на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении.

Судом установлено, что для устранения указанных нарушений необходимо провести следующие организационно –хозяйственные мероприятия восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов

Как установлено судом техническая возможность проведения указанных мероприятий в МОУ СОШ имеется.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что указанные нарушения законодательства создают опасные условия нахождения в МОУ СОШ несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части обязания провести в МОУ СОШ необходимые организационно- хозяйственные мероприятия, а именно: восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации г.о. Самара о том, что выделенных денежных средств не хватает для проведение всех заявленных мероприятий суд оценивает критически. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.

Доводы Департамента образования о том, что школе выделялись денежные средства суд оценивает критически. Так из приказа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что денежные средства перечислялись для ремонта ввода холодного водоснабжения, а не для устранения нарушений указанных в предписаниях об устранении нарушений санэпидемзаконодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары удовлетворить.

Обязать Администрацию г. о. Самары и Департамент образования г.о. Самара провести в МОУ СОШ организационно –хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Секретарь