РЕШ Е Н И Е Именем Российской Федерации 17.11.11 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г. при секретаре Кадилиной М.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Куйбышевского района гор. Самары к администрации г. о. Самары, Департаменту образования о возложении обязанности устранить нарушение с законодательства, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к администрации г. о. Самары, Департаменту образования о возложении обязанности устранить нарушения требований о законодательства, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МОУ СОШ № <адрес> федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проверки подготовки образовательных учреждений к началу учебного года установлено, что в МОУ СОШ № г.о. Самары из 5 пунктов предписания № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ1г. не выполнено 4 пункта: -п. 10 не увеличено количество санитарно-технических приборов в санитарных узлах; -п. 11 не оборудованы помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря душевым поддоном, горячим и холодным водоснабжением; -п. 12 не оборудованы все учебные помещения умывальными раковинами; -п. 17 не оборудованы отопительные приборы учебных помещений съемными деревянными защитными экранами в соответствии с требованиями п. 2.5.1. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ8-02. Из 13 пунктов предписания № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено 5 пунктов: -п. 1 не восстановлено разрушенное ограждение участка школы; -п. 2 не оборудовано наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны; -п.8 не проведены замеры и не представлены результаты параметров микроклимата, освещенности и уровня ионизации воздуха класса информатики, параметров яркости и освещенности, напряженности электромагнитного поля и электростатического потенциала экранов мониторов; -п.9 внутренняя отделка учебных помещений, спортивных залов, актового зала не выполнена в соответствии с п.п. 2.4.8.,2.4.9.СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02(в актовом зале стены оклеена бумажными обоями); -п. 10 выполнен частично- не оборудованы подсветки классных досок в части учебных кабинетов в соответствии с требованиями п.2.6.2.СанПиН2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Также в ходе проведенной проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта МОУ школа № не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму», не оборудовано ограждение участка школы. Таким образом, несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму стали возможны в результате ненадлежащего отношения ответственных лиц к своим должностным обязанностям и слабого контроля со стороны руководства. При таких обстоятельствах МОУ школа № не может обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья граждан. Устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно в МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. Сложившиеся положение создает опасные условия нахождения в данном учреждении учеников. Так, выявленное нарушение норм санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ № объективно указывает на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, выполнить внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала в соответствии с п.п. 2.4.8.,2.4.9.СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов, т.е. принять меры по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ№, в пределах каждый своих полномочий. В последующем прокурор дважды уточнял требования. В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> с учетом уточнений исходя из тех обстоятельств, что на момент рассмотрения дела некоторые нарушения были устранены просила обязать администрацию г. о. Самары, Департамент образования провести организационно- хозяйственные мероприятия: восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов, т.е. принять меры по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ№, в пределах каждый своих полномочий. Представитель ответчика Департамента образования г.о. Самара по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, представив отзыв. Представитель ответчика Администрации г.о. Самара ФИО4 поддержала доводы Департамента образования. Представитель 3 лица МОУ СОШ № ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает Представители третьих лиц, Департамента управления имуществом г. о. Самары и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии со 24 ч. 1 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст.3 Федерального закона №-Ф3 « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма В соответствии с п. 18 ст. 16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам: организация представления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа <адрес>, к вопросам местного значения городского округа Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Самара и контроль за исполнением данного бюджета. Согласно п. 12 ст. 7 Устава к вопросам местного значения г.о. Самара относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Самара. Согласно ст. 25 Устава г. о. Самары администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>. Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование» в связи с чем в его компетенцию входит обязанность предусмотреть необходимые средства для их получателей при подготовке бюджета. Согласно положения о Департаменте образования от ДД.ММ.ГГГГ в функции последнего входят прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий муниципальных образовательных учреждений Из материалов дела видно, что прокуратурой <адрес> проведена проверка МОУ СОШ № <адрес> федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В судебном заседании было установлено, что органами Роспотребнадзора в МОУ СОШ 21 неоднократно проводились проверки по контролю санитарного законодательства. Так составлялись предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № Как видно из актов проверок указанных предписаний на момент проверок имели место нарушения, указанные в иске прокурором - разрушения ограждение участка школы, ненадлежащее наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, ненадлежащая внутренняя отделка учебных помещений, спортивных залов, актового зала, отсутствие подсветки классных досок в части учебных кабинетов. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании. В результате невыполнения предписаний Роспотребнадзора МОУ СОШ № постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Как установлено судом финансирование МОУ СОШ № осуществляется за счет бюджетных средств и собственных средств ММУ. Согласно Устава МОУ СОШ № оно является муниципальным учреждением, его бюджет формируется из поступлений из бюджета г. о. Самара и собственных средств МОУ. Из заявок на ремонт на 2009г., 2010г., 2011 и 2012г.. видно, что директором школы запрашивались денежные средства на восстановление разрушенного ограждения участка школы, наружного электрического освещения участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, ремонт внутренней отделки учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудование подсветки классных досок в части учебных кабинетов Однако денежные средства в необходимом объеме выделены не были. Устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства самостоятельно в МОУ СОШ № не может, ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. Сложившиеся положение создает опасные условия нахождения в данном учреждении учеников. Так, выявленное нарушение норм санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ № объективно указывает на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении. Судом установлено, что для устранения указанных нарушений необходимо провести следующие организационно –хозяйственные мероприятия восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов Как установлено судом техническая возможность проведения указанных мероприятий в МОУ СОШ № имеется. При указанных обстоятельствах, учитывая, что указанные нарушения законодательства создают опасные условия нахождения в МОУ СОШ несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части обязания провести в МОУ СОШ № необходимые организационно- хозяйственные мероприятия, а именно: восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя администрации г.о. Самара о том, что выделенных денежных средств не хватает для проведение всех заявленных мероприятий суд оценивает критически. Приведенные выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при этом каких – либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит. Доводы Департамента образования о том, что школе выделялись денежные средства суд оценивает критически. Так из приказа от ДД.ММ.ГГГГ видно, что денежные средства перечислялись для ремонта ввода холодного водоснабжения, а не для устранения нарушений указанных в предписаниях об устранении нарушений санэпидемзаконодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары удовлетворить. Обязать Администрацию г. о. Самары и Департамент образования г.о. Самара провести в МОУ СОШ № организационно –хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно восстановить разрушенное ограждение участка школы, оборудовать наружное электрическое освещение участка школы со стороны физкультурно-спортивной зоны, отремонтировать внутреннюю отделку учебных помещений, спортивных залов, актового зала, оборудовать подсветки классных досок в части учебных кабинетов Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд г. Самары. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья Секретарь