РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кунеевского Константина Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным решения, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи и расчет стоимости земельного участка, Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи и расчет стоимости земельного участка отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.Ю. Болочагин РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Кадилиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кунеевского Константина Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным решения, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи и расчет стоимости земельного участка, установил: Кунеевский В.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным решения, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи и расчет стоимости земельного участка. В обоснование заявления указывает, что является собственником объектов незавершенного строительства - литера Б, литера Г, литера Д, расположенных по адресу: <адрес> Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ распоряжениями заместителя Главы городского округа - Главой администрации <адрес> городского округа Самара №, №, № объектам незавершенного строительства были присвоены почтовые адреса: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Министру строительства и ЖКХ <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 3456,3 м2, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) с приусадебным участком. ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и ЖКХ <адрес> решением № сообщило о невозможности предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок по адресу: <адрес>, Просека 8, занимаемый объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б) с приусадебным участком. Просит признать незаконным решение Министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 3456,3 м2, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, занимаемого объектами незавершенного строительства (литера Г, Д, Б), обязать Министерство строительства и ЖКХ <адрес> устранить допущенное нарушение его прав путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка, подготовки и направления в его адрес проекта договора купли-продажи и расчета стоимости земельного участка. В судебном заседании истец и его представитель Матвеев Д.В. заявленные требования поддержали. Пояснили, что истец просит предоставить земельный участок не для завершения строительства объектов, а для их отчуждения. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Радаева А.А. требований не признала. Пояснила, что предоставление земельных участков для строительства (в том числе для завершения строительства) в собственность без проведения торгов не допускается земельным законодательством. Заявитель имеет право заключить договор аренды занимаемого объектами земельного участка для завершения строительства. Если же заявитель не имеет строительных намерений, то ему надлежит обращаться по вопросу о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>, поскольку в данном случае имеет место предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством. Также представлен письменный отзыв (л.д. 99-102). Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание представителя не направило, представило письменный отзыв (л.д. 141-142), в котором указало, что рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков на территории г.о. Самара под объектами незавершенного строительства относится к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> вне зависимости от цели предоставления. Заинтересованное лицо Балукова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещалась (л.д. 131). Заинтересованное лицо Казаков А.Ю. ранее пояснил суду, что является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на соседнем земельном участке, с границами земельного участка, испрашиваемого заявителем, согласен. Он также планирует обратиться за предоставлением в собственность земельного участка. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Имеющим преюдициальное значение решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по спору между теми же лицами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кунеевский К.В.обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3456,3 м2 по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, занимаемый объектами незавершенного строительства, в собственность за плату, ссылаясь на положения п.1 ст.36 ЗК РФ (л.д. 65). Заявление получено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по данным организации почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, по данным самого министерства – ДД.ММ.ГГГГ за вх.№. Согласно положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории <адрес> (п.1.1). В рамках закрепленных предметов ведения названное министерство в установленном порядке осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает само министерство, обеспечивает принятие <адрес> решений о предоставлении земельных участков для строительства в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством (п.2.2). Согласно п.2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, занимаемыми объектами незавершенного строительства, возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 92-94) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что ст.36 ЗК РФ не распространяется на отношения по предоставлению земельных участков под объектами незавершенного строительства. Земельный участок, формируемый под объектом капитального строительства и необходимый для его использования, не равен земельному участку, необходимому для строительства объектов недвижимости. В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Следовательно, рассмотрение заявления Кунеевского К.В. об оспаривании отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в предоставлении земельного участка, подведомственно суду общей юрисдикции. В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Как следует из материалов дела, решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-58) признано право собственности заявителя на пять объектов незавершенного строительства по адресу: <адрес>, 8-я просека, участок б/н. В настоящее время заявителю на праве собственности принадлежат три объекта незавершенного строительства неопределенного назначения (л.д. 6, 24, 42). Два из них имеют степень готовности 44%, согласно кадастровым и техническим паспортам (л.д. 7-10, 11-23, 25-28, 29-41) у них возведены подвалы и первые этажи, третий объект имеет степень готовности 11%, согласно кадастровому и техническому паспортам (л.д. 43-45, 46-56), у него возведен только подвал. Заявителем не отрицалось, что на момент рассмотрения дела степень готовности объектов не изменилась, строительные работы не ведутся. Вместе с тем, здания, строения и сооружения представляют собой завершенные строительством объекты, имеющие определенное назначение, пригодные для использования по этому назначению. Принадлежащие заявителю объекты назначения не имеют, для использования в каком бы то ни было качестве не пригодны. Таким образом, ст.36 ЗК РФ не может быть применена к регулированию отношений, связанных с приобретением прав на земельный участок, занимаемый объектами незавершенного строительства. Расширительного толкования данная норма не допускает. Невозможность распространения установленного ст.36 ЗК РФ порядка возмездной приватизации земельных участков под зданиями, сооружениями, строениями, на отношения, связанные с приобретением прав на земельные участки под объектами незавершенного строительства, вызвана не чисто формальными причинами, но наличием существенных особенностей в правовом режиме объектов незавершенного строительства. Так, последние в отличие от зданий, строений или сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию. Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на землепользователя определенных обязанностей на период строительства. Законодатель установил льготные правила определения выкупной цены земельных участков, занятых введенными в эксплуатацию зданиями, сооружениями, строениями (п.1.2 ст.36 ЗК РФ). Оснований для распространения этого режима на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, не имеется, поскольку законодатель этого прямо не предусмотрел. По общему правилу, приватизация государственного (муниципального) имущества может осуществляться только по его рыночной стоимости. Таким образом, земельные участки под объектами незавершенного строительства не могут быть предоставлены в собственность в порядке, установленном ст.36 ЗК РФ, в связи уполномоченный орган государственной власти обоснованно отказал заявителю в предоставлении земельного участка в этом порядке. То обстоятельство, что сам заявитель не намерен завершать строительство объектов, а желает осуществить их отчуждение, не имеет правового значения. Правовой режим объектов определяется их характеристиками, а не персоналией собственника. Кроме того, заявителем не обоснована необходимость в предоставлении в собственность земельного участка в испрашиваемых границах. Заявитель просит предоставить ему земельный участок общей площадью 3456,3 м2, что значительно превышает площадь застройки. Представленные заявителем в обоснование своих требований исполнительные геосъемки (л.д. 123, 124), доводы заявителя о наличии на испрашиваемой к предоставлению территории необходимых для обслуживания зданий инженерных сетей (л.д. 121, 122) могли бы иметь значение при обосновании границ земельного участка, предоставляемого для эксплуатации завершенных строительством жилых зданий. Однако в настоящее время принадлежащие заявителю объекты не имеют никакого назначения, могут быть использованы исключительно для завершения строительства. Необходимость предоставления земельного участка в испрашиваемых границах для завершения строительства заявителем не обоснована. То обстоятельство, что собственники соседних объектов незавершенного строительства не возражают против предоставления заявителю земельного участка в испрашиваемых им границах, не является достаточным для обоснования границ, поскольку вопрос о формировании предоставляемого земельного участка, определении его границ затрагивает не только частные, но и публичные интересы. Доводы заявителя о том, что отсутствие права собственности на землю препятствует отчуждению земельных участков, не основаны на законе. В силу ст.270, 552 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Принадлежность заявителю объектов незавершенного строительства порождает у него право пользования занятыми этими объектами земельными участками. Земельные участки, занятые этими объектами, не могут быть отчуждены или переданы в аренду публичным собственником никакому лицу помимо их собственника. При отчуждении объектов право пользования земельным участком в тех же пределах переходит к приобретателю. Отсутствие права собственности на занимаемые объектами незавершенного строительства земельные участки никак не препятствует обороту этих объектов. Поэтому, если у заявителя отсутствуют строительные намерения в отношении принадлежащих ему объектов незавершенного строительства, то отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в возмездной приватизации испрашиваемого земельного участка никак не нарушает права и законные интересы заявителя. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи и расчет стоимости земельного участка отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья (подпись) В.Ю. Болочагин Копия верна Судья Секретарь