РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 19 апреля 2012 года Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н., при секретаре Ищенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2110/12 по иску Березовского Юрия Николаевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Березовский Ю.Н. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения мотивируя свои требования тем, что состоял на военной службе в вооруженных силах с 1974 по 1993 годы. В 1992 году был переведен из Туркестанского военного округа (ныне республика Узбекистан) в Приволжско-Уральский военный округ, где состоял за штатом до ДД.ММ.ГГГГ, после чего был уволен с военной службы в запас. В 1994 году он Постановлением Администрации г.о. Самара был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в очередь на получение жилой площади военнослужащих, уволенных в запас. В феврале 2012 года Департамент управления имуществом г.о. Самары в письменном виде сообщил ему, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья. По его мнению данным распоряжением Департамент управления имуществом г.о. Самара нарушает его права. В соответствии с п. 4 ст. 15 «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ свидетельствующий о прекращении названных прав. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что данным отказом нарушены его права, просил признать за ним право на получение всех видов государственной финансовой поддержки, направленной на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ. Из материалов дел следует, что Березовский Ю.Н. состоял на военной службе в вооруженных силах СССР, уволен в звании майора и его выслуга лет в ВС составляет с 23 года 2 месяца. Установлено, что Березовский Ю.Н. прибыл в 1992 году из в/части 07124 г. Ташкента, для ожидания приказа на увольнение в Приволжский военный округ. Установлено также, что по прибытии в Самарский гарнизон в 1992 году Березовский Ю.Н. жилой площадью и государственным Жилищным Сертификатом не обеспечивался. Судом установлено, что жильё в соответствии с действующим законодательством Березевскому Ю.Н. после увольнения из вооружённых сил не предоставлялось, в 1994 году он был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в очередь на получение жилой площади военнослужащих, уволенных с военной службы. Из материалов дела следует, что в феврале 2012 года Департамент управления имуществом г.о. Самары в письменном виде сообщил Березвоскому Ю.Н. о том, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья. Пунктом 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, «О совершенствовании порядка обеспечения жильём военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительство РФ уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство РФ наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Согласно п.19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, уволенные с военной службы, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов. Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ); ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдаётся. Материалами дела подтверждается, что Березовский Ю.Н. обращался в администрацию г.о. Самары и в отдел по учёту и распределению жилья города Самары по вопросу включения его в число лиц, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья, однако его заявления оставлены без удовлетворения на том основании, что он не представил сведения о сдаче жилья в установленном порядке по месту службы. В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу. Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие РФ. Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильём, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ. При этом в соответствии с положениями п. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства. Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ №, для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами РФ, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. Согласно решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ08-2248 по делу по заявлению Полященко В.И. об оспаривании в части подпункта «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ, справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Вместе с тем, как указано в решении Верховного Суда РФ по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятым на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путём выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке. При наличии указанных обстоятельств, принимая во внимание то, что Березовский Ю.Н. в настоящее время не имеет жилья в РФ, более того, как это следует из материалов дела, у него отсутствует жильё и по месту службы, кроме того у Березовского по объективным причинам отсутствует возможность предоставления указанной справки, что и было подтверждено в ходе судебного заседания и то обстоятельство, что он не представил справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, по мнению суда, не может служить основанием к отказу во включение его в списки на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья. С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования, являются законными, обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Березовского Юрия Николаевича - удовлетворить. Признать за Березовским Юрием Николаевичем право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Ленинский районный суд города Самары. Председательствующий Е.Н.Дмитриева