об оспаривании решения ДСА



РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусенко Олега Георгиевича и Саргсян Юлии Владимировны об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, утвердив схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) со­ответствующей территории.

В удовлетворении требования об обязании Министерства имущественных отношений <адрес> возобновить рассмотрение ранее поданного заявления о предоставлении в собственность за выкуп занимаемого нежилым зданием земельного участка площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусенко Олега Георгиевича и Саргсян Юлии Владимировны об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,

установил:

Гусенко О.Г. и Саргсян Ю.В. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что им на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит нежилое здание (ремонт­но-строительный цех), площадью 320,1 м2, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они на основании ст.36 ЗК РФ обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заяв­лением -е о предоставлении в собственность земельного участка, расположен­ного по адресу: <адрес>, площадью 197 м3, зани­маемого принадлежащим им зданием. ДД.ММ.ГГГГ министерство направило им уведомление об отказе в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужило заключение Де­партамента управления имуществом г.о. Самара о невозможности утвер­ждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) со­ответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ . Департамент, отказывая в утверждении схемы расположения, исходил из того, что земельный участок в соответствии с Правилами застрой­ки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ , находится в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах истори­ческой части центрального района (Ц-1) и поэтому использование испрашиваемого земельного участка под нежилое здание, согласно градостроительному регламенту данной зоны, не соот­ветствует видам разрешённого использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны. Считают, что отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка противоречит нормам законодательства. Согласно п.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты ка­питального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градострои­тельному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответст­вие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких зе­мельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Согласно п.1.ст.6 Правил застройки и землепользования в <адрес> объекты недвижимости, ставшие несоответствующими указанным Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с Правилами. Поэтому то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ц-1, не может являться основанием для отказа в его предоставлении в собственность, поскольку хотя они стали собственниками здания в 2005 г., но ранее это здание, 1935 г. постройки, принадлежало АООТ «Средневолжский станкостроительный завод» на основании договора о передаче имущества в собственность акционерного общества от ДД.ММ.ГГГГ и являлось ремонтно-строительным цехом. Земельный участок ранее уже был предоставлен под производственные нужды, и назначе­ние здания в тот период соответствовало разрешённому использованию данного земельного участка. Больше того, в настоящее время данное нежилое здание ремонтно-строительным цехом фактически не является. Фактическое же назначение здания - нежилое офисное здание, использование земельного участка под офисное здание полностью соответ­ствует видам разрешённого использования, установленным для зон Ц-1 ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес>. Просят признать незаконным выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказ Де­партамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 197,00 м2, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположе­ния занимаемого нежилым зданием земельного участка площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (карте) со­ответствующей территории, обязать Министерство имущественных отношений <адрес> возобновить рассмотрение ранее поданного заявления о предоставлении в собственность за выкуп занимаемого нежилым зданием земельного участка площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представители заявителей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Бобылев О.А. и Смородинов М.В. заявленные требования поддержали.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Симкина А.С. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.

Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Жалнин С.Н. полагал разрешение требования о признании незаконным решения Департамента управления имуществом г.о. Самара на усмотрение суда, против удовлетворения требования об обязании Министерства имущественных отношений <адрес> возобновить рассмотрение заявления возражал, поскольку решения и действия Министерства не являются предметом обжалования. Представил письменный отзыв (л.д. 69-73).

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что эти решением нарушены его права и свободы.

В соответствии с п.1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.<адрес> «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.

Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

Согласно постановлению Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, отнесено к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Судом установлено, что заявителям на основании договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-18) принадлежит на праве общей долевой собственности с равным соотношением долей нежилое здание (ремонтно-строительный цех) площадью 320,10 м2, литера Н, по адресу: <адрес> (л.д. 19-20).

ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 197,00 м2, занимаемого указанным выше зданием (л.д. 62, 63). Из проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане усматривается, что границы испрашиваемого участка точно совпадают с внешним периметром здания (л.д. 67).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявкой об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителями земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 61). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> Департаментом управления имуществом г.о. Самара было направлено письмо о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителями земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с выявленным несоответствием заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам. Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-0-24 (л.д. 12), испрашиваемый земельный участок находится в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части застройки центрального района (Ц-1) в соответствии с Правилами застройки и землепользования в <адрес>. Использование земельного участка под нежилое здание не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны. На основании данного заключения Министерство имущественных отношений <адрес> уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ -С сообщило заявителям об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка (л.д. 8-9).

Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара создает заявителям препятствия в приобретении в собственность земельного участка, в связи с чем может быть ими оспорено в судебном порядке.

Согласно ст.85 ЗК РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Вместе с тем, п.4 ст.85 ЗК РФ установлено отступление от принципа обязательности градостроительных регламентов территориальных зон – разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.

Также, согласно п.8 ст.36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из правоустанавливающего документа заявителей на нежилое здание усматривается, что право собственности их правопредшественника – ОАО «Средневолжский станкостроительный завод» – на данный объект недвижимости возникло в 1993 г. в порядке приватизации государственного имущества. Градостроительные регламенты в <адрес> установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, использование земельных участков и расположенного на нем нежилого здания, принадлежащего заявителям, осуществлялось задолго до установления градостроительных регламентов, соответственно, даже если бы использование здания заявителем действительно бы не соответствовало установленному градостроительному регламенту для территориальной зоны Ц-1, такое использование могло бы продолжаться в прежнем объеме.

Из технического паспорта здания усматривается, что объект недвижимости был возведен в 1935 г., т.е. задолго до введения в действие того правового регулирования, на которое в обоснование своего решения сослался Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Более того, из представленных заявителями документов явствует, что принадлежащее им нежилое здание не используется в действительности в настоящее время как ремонтно-строительный цех, а сдается заявителями в аренду ООО «Рассвет» под торгово-офисные помещения и склад (л.д. 53-55). Использование земельных участков для размещения объектов недвижимости с подобным функциональным назначением соответствует разрешенным видам использования для территориальной зоны Ц-1.

Таким образом, отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не соответствует закону, заявление Гусенко О.Г. и Саргсян Ю.В. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Министерства имущественных отношений <адрес> возобновить рассмотрение ранее поданного заявления о предоставлении в собственность за выкуп занимаемого нежилым зданием земельного участка площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, у суда не имеется, поскольку решения или действия названного органа государственной власти заявителями в настоящем процессе не обжаловались, в связи с чем у суда не имеется процессуальных оснований для возложения на этот орган каких-либо обязанностей. До утверждения схемы расположения земельного участка рассмотрение указанной заявки Министерством имущественных отношений <адрес> невозможно, поэтому удовлетворение требований заявителей в соответствующей части в настоящий момент повлекло бы постановление неисполнимого решения. Отмена Департаментом управления имуществом г.о. Самара ранее принятого по обращению Министерства имущественных отношений <адрес> решения и утверждение им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории устранит препятствия для рассмотрения Министерством имущественных отношений ранее поданной заявки Гусенко О.Г. и Саргсян Ю.В. о предоставлении им в собственность за выкуп земельного участка.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, утвердив схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) со­ответствующей территории.

В удовлетворении требования об обязании Министерства имущественных отношений <адрес> возобновить рассмотрение ранее поданного заявления о предоставлении в собственность за выкуп занимаемого нежилым зданием земельного участка площадью 197,00 м2, по адресу: <адрес>, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь