О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 мая 2012 г. г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Булыгина Р.В., при секретаре Требунских Е.А., с участием представителя заявителя Сошникова В.В., представителя заинтересованного лица Трошиной С.П., прокурора Хлебниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном гражданское дело № 2-2044/12 по заявлению «Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и его отмене, признании состава участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара неправомочным и признании протоколов № участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара об итогах голосования по выборам Президента РФ 04.03.2012г. недействительными, У С Т А Н О В И Л : «Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и его отмене, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г.о.Самара Самарской области было принято решение №. Территориальная избирательная комиссия Ленинского района городского округа Самара, рассмотрев комплект документов, представленных избирательным объединением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а именно: Постановление Бюро Ленинского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий» и Списочный состав членов участковых избирательных комиссий, представленный к назначению от КПРФ, обладающих правом решающего голоса на выборах Президента Российской Федерации, утвержденный на заседании Бюро комитета Самарского местного отделения КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, установила: 1. Как следует из текста Постановления Бюро Самарского местного отделения комитета политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в избирательную комиссию, на указанном заседании вопрос об утверждении каких-либо списков не рассматривался и какие-либо списки представленным Постановлением Бюро комитета местного отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ не утверждались. 2. Как следует из текста Постановления Бюро Самарского местного отделения комитета политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в избирательную комиссию, на указанном заседании было принято решение внести предложения о кандидатурах в состав в состав участковых избирательных комиссий в соответствии с предложенным списком. 3. Каких-либо сведений о предложенном Бюро от имени КПРФ списка кандидатур (количественный и персональный состав) в избирательную комиссию не представлено. 4. Решение Бюро комитета местного отделения КПРФ об утверждении поступившего в избирательную комиссию списочного состава членов участковых избирательных комиссий, в избирательную комиссию не представлено, при этом на бланке списочного состава содержится ссылка на указанное решение. 5. Постановление Бюро Ленинского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий» подписано Первым секретарем местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», при этом указанная подпись заверена печатью <адрес> комитета КПРФ, в соответствии с Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (главы III, V, VI) являющимся самостоятельным структурным подразделением партии с собственной компетенцией. В связи с имеющимися противоречиями Территориальная избирательная комиссия Ленинского района городского округа Самара не может достоверно установить волеизъявление избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» на предложение кандидатур в состав участковых избирательных комиссий Ленинского района города Самара. В связи с изложенным, Территориальная избирательная комиссия решила прекратить полномочия членов участковых избирательных комиссий Ленинского района городского округа Самара с правом решающего голоса согласно прилагаемого списка. Заявитель полагает, что данное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Ленинского местного отделения «Коммунистической партии Российской Федерации» «О внесении предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий» решено внести предложения о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса от Самарского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по выборам Президента Российской Федерации в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г.о.Самара в соответствии с предложенным списком. Списки кандидатур в состав участковых избирательных комиссий от КПРФ были представлены в ТИК <адрес> г.о.Самара ДД.ММ.ГГГГ и были утверждены последней своими решениями. Каких-либо нарушений при процедуре рассмотрения и утверждения списка ни ТИК, ни иные уполномоченными органы и лица вплоть до ДД.ММ.ГГГГ не нашли. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Ленинского района г.о.Самара приняла вышеназванное решение №, противоречащее требованиям избирательного законодательства. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. В силу ч.5 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. Согласно п. 5.12 Устава КПРФ Бюро Комитета местного отделения КПРФ представляет к назначению от имени КПРФ обладающих правом решающего голоса: членов участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления, по выборам в федеральные органы государственной власти, по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и членов избирательных комиссий муниципальных образований, а также при проведении референдумов любого уровня. В соответствии с п. 6.11 Устава КПРФ Бюро Комитета регионального отделения КПРФ представляет к назначению от имени КПРФ обладающих правом решающего голоса: членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, по проведению референдумов любого уровня, а также избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и избирательных комиссий муниципальных образований. Таким образом, назначение членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса отнесено к полномочиям как регионального, так и местных отделений политической партии КПРФ. Порядок оформления решения о назначении членов УИК является внутренним делом структурного подразделения политической партии. Кроме того, оформление решения, в том числе проставление печати не влияет на его содержание и на законность такого решения в целом. На основании изложенного, решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель считает подлежащим отмене. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Впоследствии заявителем требования уточнены, дополнив требованием о признании состава участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара неправомочным и признании протоколов № участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара об итогах голосования по выборам Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ недействительными. В судебном заседании от представителя заинтересованного лица поступило ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку итоги голосования не могут быть оспорены в суде региональным отделением политической партии, т.к. оно не являлось избирательным объединением на выборах Президента РФ и его права не затрагиваются решениями участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках. Положениями Устава Политической партии «КПРФ» не предусмотрено право регионального отделения «КПРФ» обращаться в суд от имени «КПРФ», либо от имени ее структурных подразделений, которыми являются местные отделения партии. Прокурор не возражала против прекращения дела, представитель заявителя полагал, что основания для прекращения дела отсутствуют. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, а именно, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Судом установлено, что постановлением Бюро Ленинского местного отделения комитета политической партии «Коммунистическая партия РФ» от ДД.ММ.ГГГГ постановлено согласно ФЗ № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.5.12. Устава КП РФ внести предложения о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса от Ленинского местного отделения политической партии «КПРФ» по выборам Президента РФ в территориальную избирательную комиссию Ленинского района в соответствии с предложенным списком (л.д. 12-13). Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о.Самара Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению комплекта документов, представленных избирательным объединением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а именно: Постановление Бюро Ленинского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий» и Списочный состав членов участковых избирательных комиссий, представленный к назначению от КПРФ, обладающих правом решающего голоса на выборах Президента Российской Федерации, утвержденный на заседании Бюро комитета Самарского местного отделения КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, прекращены полномочия членов участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара с правом решающего голоса согласно прилагаемого списка (л.д.10-11). В соответствии с ч. 1, 4 ст. 27 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Согласно ст.22 вышеуказанного ФЗ № 67ФЗ от 12.06.2002г., избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений. Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ «О выборах президента РФ», участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1000 избирателей - 3 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей - 7 - 16 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Согласно п.3.1 Устава КПРФ, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. В силу п.3.4 Устава, местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ. Региональные отделения КПРФ, в соответствии с ФЗ «О политических партиях» создаются и действуют на территории соответствующего субъекта РФ и подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке и приобретают права юридического лица с момента такой регистрации (п.3.5). Согласно п.5.1 Устава, местное отделение КПРФ (городское, районное и т.д.) создается на учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ. Высшим органом местного отделения КПРФ является Конференция (5.2). Согласно п.5.7 Устава, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и т.д.), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчетен. В силу п.5.8 Устава КПРФ, Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения,- высшего или центральных органов КПРФ, к также Конференции местного отделения КПРФ. В силу п.5.12 Устава КПРФ, для решения политических, организационных и текущих вопросов Комитет избирает из своего состава бюро Комитета, которое подотчетно Комитету местного отделения КПРФ, которое:.. . представляет к назначению от имени КПРФ обладающих правом решающего голоса: членов участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления, по выборам в федеральные органы государственной власти, по выборам в законодательные (представительные) ораны гос. власти субъекта РФ и членов избирательных комиссий муниципальных образований, а также при проведении референдумов любого уровня. Региональные отделения КПРФ (республиканское, краевое, областное, окружное, городское в городах федерального значения) создается по решению ЦК КПРФ или его Президиума на Учредительном собрании членов КПРФ. Высшим руководящим Органом регионального отделения КПРФ является Конференция, которая проводится не реже одного раза в два года (п.6.1, 6.2) Постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет (реском, крайком, обком, окружком, Горком в городах федерального значения), который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения КПРФ и ей подотчетен (п.6.6.). Согласно п.6.7 Устава, Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференции регионального отделения КПРФ, иные неурегулированные решениями указанных органов. Согласно п.6.11 Устава, для решения политических, организационных и текущих вопросов комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету регионального отделения КПРФ. Бюро Комитета регионального отделения КП РФ: представляет к назначению от имени КПРФ обладающих правом решающего голоса: членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ, по проведению референдумов любого уровня, а также избирательной комиссии субъекта РФ и избирательных комиссий муниципальных образований. Таким образом, судом установлено, что предложение о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса было внесено Ленинским местным отделением Политической партии КПРФ от имени КПРФ в силу представленных п.5.12 Устава КП РФ полномочий. Следовательно, Ленинское местное отделение Политической Партии КПРФ действовало от имени и в интересах Политической партии КПРФ. Судом установлено, что заявление подано Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ» в лице 1 секретаря ФИО5, то есть региональным отделением КП РФ. Из п.5.14 Устава следует, что руководство деятельностью Комитета и его бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который:.. . без доверенности представляет местное отделение КПРФ во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами в РФ и за ее пределами. Между тем, суд учитывает, что заявление подано ФИО5 в интересах регионального отделения согласно Уставу, в то время как предложение о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса было внесено постановлением Ленинского местного отделения Политической партии КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ от имени КПРФ в силу представленных п.5.12 Устава КП РФ полномочий. Своим правом на представление к назначению от имени КП РФ членов участковых комиссий, обладающих правом решающего голоса, предоставленным п. 6.11 Устава КПРФ, региональное отделение в лице <адрес> комитета не воспользовалось, постановления о предложении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий не вынесло, следовательно, решение территориальной избирательной комиссии о прекращении полномочий членов участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара, согласно списка, являющегося приложением к Постановлению Бюро Ленинского местного отделения Политической партии «КПРФ» ДД.ММ.ГГГГ «О внесении предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий», не затрагивает интересов заявителя. Таким образом, суд приходит к выводу, что Ленинское местное отделение Политической Партии КПРФ действовало от имени и в интересах Политической партии КП РФ, а заявление подано от имени Самарского областного отделения политической партии КП РФ, являющегося самостоятельным юридическим лицом, не имеющим полномочий на представление интересов политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит, рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224,225 ГПК РФ, суд О П Р Е Д ЕЛ И Л: Производство по гражданскому делу № 2-2044/12 по заявлению «Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и его отмене, признании состава участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара неправомочным и признании протоколов № участковых избирательных комиссий Ленинского района г.о. Самара об итогах голосования по выборам Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ недействительными, - прекратить. Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня вынесения.