о признании решения незаконным



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.о. Самара «27» февраля 2012 года

Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Коноваловой Я.А., с участием представителей заявителя – Долинской А.Ю., Шаргиной Л.П., представителя министерства строительства Самарской области – Бисяриной Н.И., представителя министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Объедковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крюкова Андрея Павловича об оспаривании отказа в осуществлении процедуры предоставления земельных участков, а также об оспаривании включения земельного участка в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий,

УСТАНОВИЛ:

Крюков А.П. обратился с заявлением, в котором просит: 1) признать незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства ФИО1 <адрес> по заявлениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ; 2) признать незаконным включение земельного участка, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, тер. о. Поджабный, ФИО1 лесничество, квартал 80 в государственный лесной реестр, как лесного участка на землях иных категорий; 3) обязать министерство строительства ФИО1 <адрес> принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ; 4) обязать министерство строительства ФИО1 <адрес> принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства причала, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ .

Свои требования заявитель обосновал тем, что решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам и признан незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков для строительства причала и для строительства гостиницы, расположенных по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства и ЖКХ ФИО1 <адрес>, и на последнее возложена обязанность по принятию решения по заявлению ФИО2 с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона. Во исполнение данных решений Ленинского районного суда <адрес> министерство строительства ФИО1 <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых им земельных участков. Причиной отказа послужило то, что последние являются лесными участками на землях иных категорий и в соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Считает указанный отказ незаконным и нарушающим его право на предоставление в аренду названных земельных участков.

Представители заявителя в судебном заседании полностью поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзывы заинтересованных лиц.

Представитель министерства строительства ФИО1 <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что отказ является законным. В обоснование своей позиции указала, что поскольку испрашиваемые заявителем земельные участки являются лесными участками на землях иных категорий, что подтверждается письмами министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , то в силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в аренду без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

Представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции указала, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в квартале 80 ФИО1 лесничества. Отразив в государственном лесном реестре данные земельные участки как лесные участки на землях иных категорий, министерство исполнило постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , поэтому доводы заявителя относительно незаконности такого отражения являются несостоятельными. Также заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования указанного действия, поскольку первоначально он узнал об отнесении испрашиваемых им земельных участков к лесным участкам на землях иных категорий из письма министерства от ДД.ММ.ГГГГ . Обжалуемый отказ министерства строительства ФИО1 <адрес> является законным, поскольку на основании приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ )
«Об определении количества лесничеств на территории ФИО1 <адрес> и установлении их границ» и лесного плана ФИО1 <адрес>, утвержденного постановлением Губернатора ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 лесничество находится на землях лесного фонда. Материалы лесоустройства, на основании которого разработан и утвержден лесной план ФИО1 <адрес>, не отменены и не признаны незаконными судебными актами. Нахождение лесных участков в границах ФИО1 округа Самара автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений, поскольку в границах муниципальных образований могут быть земли любых категорий. Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда ограничиваются в обороте. Органом, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное срочное пользование, в соответствии с постановлением Правительства ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес>. Имущественно-правовой режим земельных участков в составе земель населенных пунктов непосредственно определяется правилами землепользования и застройки, которые должны разрабатываться и вводится в действие при условии учета норм лесного законодательства, определяющих имущественно-правовой режим лесных участков, и в согласованности с ним. Лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Кроме этого, предоставление заявителю, испрашиваемых земельных участков, приведет к нарушению права третьего лица - ООО «Бюджет», поскольку они уже переданы ему в аренду, как участок лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности.

Общество с ограниченной ответственность ФИО9 привлеченное на стороне заинтересованных лиц в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило, о причинах неявки не сообщило и об отложении рассмотрения дела не просило. При таких обстоятельствах суд в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ООО ФИО10

Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 254, статьи 255, части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решению (действиям, бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам и признан незаконным отказ в осуществлении процедуры предоставления земельных участков для строительства причала и для строительства гостиницы, расположенных по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес>, и на последнее возложена обязанность по принятию решения по заявлению Крюкова А.П. с учетом представленных документов в соответствии с требованиями закона.

Во исполнение данных решений Ленинского районного суда <адрес> министерство строительства ФИО1 <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых им земельных участков. Причиной отказа послужило то, что последние являются лесными участками на землях иных категорий и в соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

Основанием для вынесения названного отказа послужили письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно указанным письмам, испрашиваемые заявителем земельные участки под строительство гостиницы и под строительство причала находятся в квартале 80 выделе 1 ФИО1 лесничества и являются лесными участкам на землях иных категорий (землях населенных пунктов).

На основании части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 этого Кодекса.

Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Доказательств разграничения права государственной собственности на лесные участки на территории ФИО1 округа Самара лицами, участвующими в деле, не представлено.

В силу части 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации одним из источников лесного законодательства является Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 данного федерального закона распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 30) и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (статья 34).

Государственная собственность на земельные участки, расположенные в границах ФИО1 округа Самара, не разграничена.

На основании части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об органах исполнительной власти ФИО1 <адрес>, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в ФИО1 округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в ФИО1 округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес>, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес>.

Законом ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О внесении изменений в статью 87 Устава ФИО1 <адрес>» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес> переименовано в министерство строительства ФИО1 <адрес>.

Косвенно позиция суда подтверждается письмом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому испрашиваемые заявителем земельные участки являются лесными участками на землях иных категорий. При этом, в данном письме указано, что в соответствии с постановлением Правительства ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес>» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в ФИО1 округе Самара, для строительства возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа министерства строительства ФИО1 <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ . Указанный отказ создает заявителю препятствие в реализации гарантированного статьи 36 Конституции Российской Федерации права на землю.

Суд не принимает во внимание довод министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> о том, что в границах ФИО1 округа Самара могут быть земли любых категорий, в том числе и земли лесного фонда, поскольку данный довод противоречит вступившему в законную силу постановлению Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .

Названным судебным актом установлено, что лесные участки, входящие в состав ФИО1 лесничества и расположенные в границах муниципального образования «ФИО1 <адрес> Самара», относятся к землям населенных пунктов.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № произведена замена заинтересованного лица – департамента лесного хозяйства ФИО1 <адрес> на его правопреемника – министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды ФИО1 <адрес>.

Законом ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О внесении изменения в статью 87 Устава ФИО1 <адрес>» министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды ФИО1 <адрес> преобразовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес>.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 9 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», под решением арбитражного суда, указанным в части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается судебный акт, предусмотренный статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанной статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения. Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями.

Также в силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает во внимание довод министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> о том, что ФИО1 лесничество находится на землях лесного фонда, поскольку он также противоречит указанному постановлению Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.

Более того, на основании пунктов 8 и 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны.

Однако приказ Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории ФИО1 <адрес> и установлении их границ» и приказ Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ , вносящий в него изменения, в установленном порядке опубликованы не были и в силу пункта 10 указанного Указа Президента РФ не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Поэтому ссылка министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> на названные приказы Рослесхоза, как на доказательства расположения лесов в ФИО1 лесничестве на землях лесного фонда, является неправомерной.

Ссылка министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> на лесной план ФИО1 <адрес>, утвержденный постановлением Губернатора ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , как на доказательство расположения лесов в ФИО1 лесничестве на землях лесного фонда, судом не может быть принята во внимание.

Согласно части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

При этом, в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» разъяснено, что если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

Материалы лесоустройства, на основании которого разработан и утвержден лесной план ФИО1 <адрес>, были изготовлены в 1995 году.

Указанные материалы разрабатывались в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии и с инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ .

Действующее на тот период законодательство устанавливало, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации (статья 2 Основ).

Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и ФИО1 леса, не входящие в лесной фонд.

Во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок проведения лесоустройства (парко - и лесоустройства) и перечень лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.

Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года также установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения лесоустройства.

Настоящие Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены ФИО1 леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения лесоустройства материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Следовательно, материалы лесоустройства 1995 года подлежали корректировке с учетом норм действующего законодательства.

Данные обстоятельства установлены названным постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и подтверждаются представленным Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> в качестве доказательства планшетом , изготовленным Белорусским государственным лесоустроительным производственным объединением «Белгослес» по заказу Центрального государственного лесоустроительного предприятия «Центрлеспроект» в 1995 году.

Доказательств корректировки материалов лесоустройства 1995 года, к которым относится указанный планшет, суду не представлено.

В силу установленных судом обстоятельств лесной план ФИО1 <адрес> (в части, имеющей отношение к рассматриваемому делу), разработанный на основании не откорректированных в соответствии с действующим лесным законодательством материалов лесоустройства 1995 года, вступил в противоречие с действующим Лесным кодексом Российской Федерации и не подлежит применению в настоящем гражданском деле.

Довод министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> о том, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования, суд считает не соответствующим закону.

В части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (далее - градостроительные отношения).

На основании части 3 статьи 4 данного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 3 указанного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. При этом эти нормативные правовые акты не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Следовательно, законодательство о градостроительной деятельности имеет приоритет над земельным и лесным законодательством по вопросам, регулирующим градостроительные отношения.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). При этом в силу пункта 11 названной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

На основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Доказательств того, что лесные участки на землях иных категорий, к которым в том числе относятся испрашиваемые заявителем земельные участки, являются территорией общего пользования и отграничены от иных территорий красными линиями, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.

Между тем, в материалах дела имеются схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков, в приложениях 1 к которым стоит штамп, согласно которому у Департамента строительства и архитектуры ФИО1 округа Самара сведений о красных линиях не имеется. Данные схемы утверждены постановлениями Администрации ФИО1 округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме этого, названными постановлениям Администрации ФИО1 округа Самара установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , расположены в пределах территории зоны природных ландшафтов (Р3).

Статьей 30 указанных Правил застройки и землепользования в городе Самаре установлено, что к видам разрешенного использования недвижимости, которые требуют специального согласования в данной зоне, относятся гостиницы и причалы.

Постановлением Администрации ФИО1 округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемым заявителем земельным участкам предоставлены разрешения на условно разрешенные виды использования для строительства гостиницы и для строительства причала.

Дополнительно данные обстоятельства изложены в актах о выборах испрашиваемых заявителем земельных участков.

Названные документы доказывают, что на испрашиваемые заявителем земельные участки, относящиеся к лесным участкам на землях населенных пунктов, распространяется градостроительный регламент территории зоны природных ландшафтов (Р3), установленный Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанное обстоятельство в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также исключает отнесение лесных участков на землях населенных пунктов, к которым в том числе относятся испрашиваемые заявителем земельные участки, к земельным участкам в границах территорий общего пользования.

Доводы министерства строительства ФИО1 <адрес> и министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> о том, что предоставление заявителю испрашиваемых земельных участков приведет к нарушению права третьего лица - ООО «Бюджет», который является арендатором лесного участка с кадастровым номером 63:01:0801001:562 площадью 2,20 га, имеющего местоположение: ФИО1 <адрес>, ФИО1 лесничество, квартал и в границах которого располагаются испрашиваемые заявителем земельные участки, суд считает не имеющими отношения к делу, поскольку по данному основанию заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано не было.

В судебном заседании представителями заявителя в качестве доказательств того, что испрашиваемые им земельные участки не входят в границы указанного лесного участка, представлены кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и межевые планы, изготовленные ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО11

На основании части 6 статьи 31 и части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Порядок установления границ земельных участков и постановки их на кадастровый учет установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Однако материалами дела подтверждается, что акты о выборе земельных участков, испрашиваемых заявителем, решениями Министерства строительства ФИО1 <адрес> о предварительном согласовании места размещения объекта не утверждены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что проведение в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков кадастровых работ и постановка их на кадастровый учет были осуществлены с нарушением закона

В соответствии с частью 2 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Сведения об отражении лесного участка, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, тер. о. Поджабный, ФИО1 лесничество, квартал 80 в государственном лесном реестре, как лесного участка на землях иных категорий заявитель узнал из письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Указанные сведения заявитель получал всвязи с оформлением прав на названные земельные участки и не мог не понимать правовые последствия полученных сведений.

В связи с этим суд приходит к выводу, что заявителем пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд. Доказательств пропуска указанного срока по уважительным причинам заявителем суду не представлено.

Поэтому требование заявителя о признании незаконным включения земельного участка, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, тер. о. Поджабный, ФИО1 лесничество, квартал 80 в государственный лесной реестр, как лесного участка на землях иных категорий не подлежит удовлетворению.

Повторное рассмотрение обращений заявителя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ производилось во исполнение решений Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданским делам и , которые определениями судебной коллегии по гражданским делам ФИО1 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, ранее полученный заявителем отказ сохраняет свою силу.

При таких обстоятельствах, суд не считает возможным возлагать на министерство строительства ФИО1 <адрес> какие либо обязанности, ограничиваясь признанием письма от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194—199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Крюкова Андрея Павловича об оспаривании решения министерства строительства Самарской области удовлетворить частично.

Признать решение министерства строительства ФИО1 <адрес> об отказе в предоставлении земельных участков по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , незаконным.

В удовлетворении требований Крюкова Андрея Павловича об обязании министерства строительства ФИО1 <адрес> принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства гостиницы, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ , а также об обязании Министерства строительства ФИО1 <адрес> принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства причала, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, о. Поджабный по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ , - отказать.

В удовлетворении заявления Крюкова Андрея Павловича о признании незаконным включения министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес> земельного участка, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, ФИО1 <адрес>, тер. о. Поджабный, ФИО1 лесничество, квартал 80, в государственный лесной реестр как лесного участка на землях иных категорий отказать всвязи с признанием неуважительными причин пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05.03.2012 г.

Судья Р.В. Булыгин