РЕШЕНИЕ
г. Самара 5 апреля 2010 г.
Судья Ленинского районного суда г. Самары Изосимов А.М. рассмотрев жалобу И на постановление ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен И признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ за нецелевое расходование средств федерального бюджета на сумму 9 600 рублей, а именно, Дата обезличена начальник финасово-экономической службы войсковой части Номер обезличен И по бюджетной классификации расходов (БКР) 187.0201.2025800.014.211 «Заработная плата» выдал денежные средства на выплату денежной компенсации на путевки детям военнослужащих в размере 9 600 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером Номер обезличен от Дата обезличена
Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» указанные расходы следует отражать по кодам БК: 187.0201.2027000.014.212 «Прочие выплаты», 187.0201.2027000.014.226 «Прочие расходы», 187.0201.2027000.014.222 «Транспортные расходы».
Однако по состоянию на момент выплаты. денежные средства в кассе по данным кодам БКР отсутствовали.
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 9600 рублей направлены на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, что в соответствии со ст.289 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
-составляет и исполняет бюджетную смету;
-принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Таким образом, должностным лицом начальником финансово-экономической службы войсковой части Номер обезличен И допущены нарушения требований ст. 38, ст. 162 Бюджетного Кодекса, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 9600 рублей.
В силу ст. 289 Бюджетного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник финансово-экономической службы войсковой части Номер обезличен И постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
И,. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил суд отменить постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с тем, что, руководствуясь статьей 158 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2.5.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года в соответствующие финансовые документы были внесены необходимые изменения и на конец года все расходы приведены в соответствии с Бюджетной сметой войсковой части Номер обезличен на 2009 год, что в свою очередь исключает привлечение к административной ответственности, т.к. отсутствует событие административного правонарушения.
Так, в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации
целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с
указанием цели их использования. При этом в соответствии со статьей 184.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации законом (решением) о бюджете
устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному
распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых
статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации, коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности с целью группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования по планированию (составлению) бюджета с применением кодов классификации операции сектора государственного управления.
Порядок отражения кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления установлен Указаниями.
Вместе с тем, учитывая, что договора гражданско-правового характера в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации заключаются получателями бюджетных средств в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования органов государственной власти и созданных ими бюджетных учреждений, в Указаниях установлен открытый перечень расходов по каждому коду классификации операций сектора государственного управления.
В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, указанным в Указаниях, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями) или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.
Вместе с тем, в целях реализации эффективного контроля за использованием средств федерального бюджета указанные случаи отражаются органами Росфиннадзора как факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями, в отчетах органов Росфиннадзора о нарушении бюджетного законодательства. При этом с учетом положений пункта 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей» находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007г. N 75н, главным распорядителям средств федерального бюджета органами Росфиннадзора направляются предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы и (или) госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.
В целях реализации полномочий, установленных статьей 158 Кодекса, об обеспечении результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают внесение изменений (дополнений) в указанные документы после согласования с Министерством финансов Российской Федерации, а также уточнение отражения в бюджетном учете и на лицевых счетах указанных кассовых операций, проведенных в текущем финансовом году.
Вышеназванная позиция отражена в письме Минфина РФ от 18 декабря 2009 года № 02-07-10/5856.
В судебном заседании представители заявитель и представитель заявителя К., по доверенности, вину не признали, поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области В, по доверенностям возражали против удовлетворения жалобы по изложенным в отзыве основаниям.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, Дата обезличена. в отношении начальника финансово-экономической службы войсковой части Номер обезличен И главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ.
Постановлением ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена И привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ административная ответственность наступает за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
То есть, нарушением бюджетного законодательства РФ являются любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Таким образом, организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Судом установлено, что при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части Номер обезличен за 2007г., 2008г. и текущий период 2009г., выявлены нарушения ст. ст. 38, 289 БК РФ, согласно которым направление бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, является нецелевым использованием средств.
Факт расходования денежных средств на сумму 9 600 рублей подтверждается также представленными в материалы дела расходным кассовым ордером Номер обезличен от Дата обезличена Доводы заявителя на неправомерность ТУ Росфиннадзора в Самарской области привлечении к административной ответственности суд во внимание не принимает по следующим основаниям.
Согласно Приказу Минфина РФ от 04.09.2007г. № 75н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных средств, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» с учетом пункта 121 «Порядок реализации ревизий (проверок)» по результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, Росфиннадзора (территориального органа) применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005г. № 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом и с учетом пункта 146 «Возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях» в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном статьями 28.1.-28.9. КоАП РФ, и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном статьями 29.1. - 29.13. КоАП РФ.
С 1 января по 31 декабря 2009 года положения статьи 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются в части блокировки расходов бюджета, осуществляемой по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленным до 1 января 2009 года органами государственного финансового контроля, органом, исполняющим бюджет. Таким образом, ТУ Росфиннадзора не направлялись предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса) для исполнения.
Ссылка заявителя на то, что органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов, как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств, судом также не принимается во внимание.
Материалами дела доказан факт нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 9 600 рублей, внесение в финансовые документы изменений для приведения расходов в соответствие со сметой войсковой части на 2009г. не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении жалобы И а постановление ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о наложении штрафа оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6., 30.7., 30.8. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от Дата обезличена. Номер обезличен по делу об административном правонарушении о привлечении И к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4 000 рублей оставить без изменения, жалобу И – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток.
Судья А.М. Изосимов